Марина Шувалова
Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»
▼ Скачать + Заказать документы
(старшая группа)
Цель: Дифференциация звуков [п], [б].
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные.
Публикация «Конспект занятия на тему „Дифференциация звуков [п], [б]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Формировать умение дифференцировать звуки [п], [б] в слогах, в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги. Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
2. Коррекционно-развивающие.
Развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти, мышления;развитие координации речи с движением; развитие мелкой моторики.
3. Коррекционно-воспитательные. Формирование коммуникативных навыков. Формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование:
1. мяч;
2. 10шт. зеркал;
3. картинки к артикуляционной гимнастике: лопатка, чашечка, иголка, грибок, лошади, качели, вкусное варенье, змейка, маляр;
4. предметные картинки к играм со звуком [Б] и [П] – бегемот, батон, парта, рыба, пастила, курабье и др. ;
5. собака Бобик и кот Пух;
6. символы звуков [Б], [П];
7. 2шт. синих кружка, картинки: колокольчик, наушники;
8. фишки для оценивания детей;
9. конверт с письмом для физ. минутки;
10. рабочие тетради с вклеенным заданием «почини букву», простые карандаши, тарелки с буквами, карточки с буквами «П» и «Б», карточки со словами: ПАПА, БАБА.
11. картинки: папа рубит дрова, баба вяжет носки.
12. автопортреты Бобика и Пуха
Ход деятельности.
I. Организационный момент.
(Дети входят в группу «цепочкой» и становятся по своим местам)
Л:
- Здравствуйте, дети. К нам на занятие пришли сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
(Дети поворачиваются к гостям и здороваются).
- А теперь тихо сели. Руки положили на парты как я. Плечи расправили. Улыбнулись. И начали!
- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [п] и [б].
Памятка логопеду:([п]-произносим чуть-чуть тише, [б]-произносимчуть-чуть громче голосом)
II. Пальчиковая гимнастика.
Л: Мы сейчас с Вами поработаем нашими ладошками и пальчиками. 1-ое упражнение «Оладушки» и т. д.
1. «Оладушки»
Мы играли в ладушки
Жарили оладушки.
Так пожарим – повернём,
И опять играть начнём.
2. «Кулак-ладонь»
Один кулак,
Одна ладошка.
Ты поменяй скорей их крошка.
Теперь ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так.
3. «Лезгинка»
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем,
А потом их поменяем,
И лезгинку начинаем.
4. «Пальчики здороваются» («Колечки»)
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов,
Мух, червей, слепней, жуков.
5. «Ухо-нос»
Л:
- Сделаем это упражнение, чтобы лучше слышать.
III. Артикуляционная зарядка.
Л: Сейчас будет работать наш язычок. Не забываем сглатывать слюнку и контролировать свой язык, а так же следим за моей рукой. Придвинули зеркала к себе и внимательно слушаем.
1. Жил Весёлый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам. 5. Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево-тик, вправо-так,
Тик-так, тик-так.
2. Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся. 6. Язычок наш захотел:
На качеляхполетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
3. Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех. 7. А теперь вот, погляди,-
Это скачут лошади.
Языком пощёлкай ты,
Как копытами они.
4. А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи. 8. Так живёт наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во всё
На радость всем детишкам!
Л: Молодцы! Справились хорошо с этими заданиями. Зеркала отодвинули в сторону, а руки положили на парту. Переходим к следующему этапу нашей с вами работы.
IV. Основная часть.
Л: Я загадаю загадку, а вы её должны отгадать. За правильные ответыкаждый участник получает фишку. Кто больше наберёт фишек, тот и будет лучшим. Напоминаю, что с места выкрикивать нельзя, только поднимаем руку и отвечает тот кого я спрашиваю.
Л:
- Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
- Кто это? (Собака)
(даю фишку правильно ответившему ребёнку и открываю картинку Бобика на доске)
- Правильно. К нам пришла в гости собака по кличке Бобик.
- Давайте вместе скажем кличку собаки.
- Сосчитайте сколько слогов в этом слове (отхлопываем)
- Какой первый звук в этом слове? ([Б]).
- Какой это звук гласный или согласный? (согласный).
- Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый– открываю синий кружок, губки сердятся).
- Давайте положим ладошки на горлышко и произнесем звук [Б], у вас горлышко спит или работает? (работает)
- Значит, какой это звук? (звонкий).
- Как мы обозначим звук [Б]? (Синим кружком с колокольчиком – открываю колокольчик).
(за правильные ответы даю фишку)
Л. :
- У собаки есть друг, посмотрите кто это? (кот)
(открываю картинку Пуха на доске)
- Кота зовут Пух.
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой первый звук в кличке кота? ([П]).
- Какой это звук гласный или согласный? (согласный)
- Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый– открываю синий кружок, губки сердятся).
- Давайте положим ладошки на горлышко и произнесем звук [П], у вас горлышко спит или работает? (спит)
- Значит какой это звук? (глухой).
- Как мы обозначим звук [П]? (Синим кружком с наушниками – открываю наушники).
(за правильные ответы даю фишку)
Дифференциация в звуках и слогах
Л:
- Теперь все встали и пошли на ковёр в круг.
(дети идут на ковёр и становятся в круг)
1. Игра «Хлопни в ладоши если услышишь звук [П]»
- Сейчас поиграем в игру «Хлопни в ладоши если услышишь звук [П]». Если я произнесу звук [П] – хлопаем в ладоши, а если это другой звук – хлопать не надо.
п, п, в, б, п, б, п, д, п, п, б, д, п, ф, п…
(дети идут по кругу по часовой стрелке)
2. Игра «Хлопни в ладоши если услышишь звук [Б]»
- Если я произнесу звук [Б] – хлопаем в ладоши, а если это другой звук – хлопать не надо.
б, п, в, б, б, б, д, в, б, ф, к, т, б
(дети идут по кругу против часовой стрелки)
3. Игра «Дразнилки».
(Логопед кидает мяч каждому ребёнку по порядкуи говорит слог, а ребёнок произносит слог наоборот и кидает мяч логопеду и т. д.).
Л. :
- Бобик и Пух, которые к нам пришли в гости, любят дразниться, игра так и называется «дразнилки». Я вам буду говорить слог –па-, а вы мне наоборот говорите слог –ба - и т. д.
па – ба,по – бо,пу – бу,пы – бы,пэ – бэ;
ба – па,бо – по,бу –пу,бы – пы,бэ – пэ.
(за 2-ва задания даю фишки)
4. Игра «Повторялки»
(Дети садятся за свои столы.)
(Логопед говорит серию слогов, а ребёнок должен произноситьэти слогитак как сказал логопед.).
Л. :
- Я произношу серию слогов, ваша задача – послушать внимательно и повторить т. к. я сказала.
па-ба-ба па-па-ба ба-па-ба
ба-па-па ба-ба-па па-ба-па и т. д.
(за правильные ответы даю фишку)
Дифференциация в словах
Л. :
- На картинки посмотри,
Чётко все их назови,
Что здесь лишнее скажи!
1. Игра «4-й лишний»
(Логопед произносит чётко 4-ре слова, голосом выделяя 1-ый звук. Ребёнок должен подумать и
назвать одно лишнее слово и объяснить почему).
Бегемот, батон, ботинки, парта
Попугай, пират, бабочка, питон
Брошь, портфель, бутылка, белка
Барабан, булка, павлин, бизон
(за правильные ответы даю фишку)
2. Игра «Добавлялки»
(на каждое слово показываю картинку)
Л. :
- Бобик предлагает поиграть в «добавлялки». Послушайте внимательно первую часть слова и добавьте в конце слог (ба/ или па, а затем повторите всё слово целиком.
Ры. ба
Жа. ба
Лу…па
Тру. ба
Шу. ба
Па. па
Ба…ба
Кру…па
Ла…па
Вер…ба
Лам…па
Тум. ба
Клум…ба
Скорлу…па
(за правильные ответы даю фишку)
3. Игра «Запомни и повтори»
Л. :
- Бобик знает интересную игру «Запомни и повтори».
- Слушай внимательно и не зевай, слово со звуком [Б] повторяй.
Бегемот – палка
Панама – букет
Пальма – бык
Ботинки – платье
Пенал – коробок
Бизон – пантера
Блуза - платье
Папа - бабушка
Л. :
- А теперь слушай внимательно и не зевай, слово со звуком [П] повторяй.
Пар – баня
Пыль – бумага
Пух – бах
Порт – булавка
Питон– башня
Палец – бока
Поле - балет
Букет - панама
(за правильные ответы даю фишку)
4. Игра «Я выбираю/отдаю баранки».
Л. :
- Я прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и помогите Бобику и Пуху купить продукты в булочной. Картинку, в названии которой есть звук [Б] – отдаём собаке Бобику. А картинки со звуком [П] – коту Пуху.
Л: - Я отдаю баранки Бобику.
Дети: - Я отдаю булки Бобику и т. д….
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет
И пирог с начинкой сладкой
И полено, и помадка.
Называйте не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
(за правильные ответы даю фишку)
Физ. минутка
(стук в дверь)
Л. :
- Кто это к нам стучится? Да это письмо от петушка-золотого гребешка. Он предлагает нам провести его любимую физ. минутку. Давайте встанем, выйдем из-за столов.
Петушок встает на лапки Дети приподнимаются на носочки
Утром делает зарядку Махи руками
Повернулся влево, вправо, Руки на пояс. Поворачиваются влево и право.
Приседанья сделал справно Приседают
Клювиком почистил пух. Руки на поясе. Имитация движения птицы
И опять на стульчик,- плюх. Сели на стулья.
Работа в тетради
Игра «Почини букву».
Л. :
- Бобик иПух играли с буквами «П», «Б» и случайно их сломали. Онипросят помочь васпочинить сломанные буквы.
- Чтобы правильно написать букву «П» Бобик и Пух дают вам подсказку. Посмотрите на эту букву как она правильно пишется.
(Логопед на середину доски ставит картинку с нарисованной буквой «П»).
Буква «П» похожа на турник. Ваша задача – у вас в тетради 3-и буквы «П», (показ)в каждой из них надо дописать правильно один пропущенный элемент этой буквы.
(Логопед открывает тетрадь близ сидящего ребёнка и показывает где будут писать дети).
- Открыли тетради. Взяли правильно ручки. Спинки выпрямили и начинаем писать…
- Молодцы! Справились.
- Теперь «починим» букву «Б».
(Логопед ставит рядом картинку с букву «Б»)
- Обратите внимание как она пишется (говоря, показываю элементы) : палочка, животик и сверху кепочка. Ваша задача – в трёх буквах «Б» дописать правильно пропущенный элемент буквы.
- Приступаем к работе.
- Молоды! Справились с заданием. Закрыли тетради и отложили на край стола.
(за правильнонаписанныебуквы даю 2-ве фишки)
Звуко-слоговой анализ слова ПАПА
Л. :
- Придвинули к себе тарелочки с буквами и выкладываем слово ПАПА.
(Логопед ставит на доску карточку с этим словом).
- У вас получилось так? У кого по другому – исправляем.
- Сколько слогов в этом слове?
- Сколько звуков всего?
- Поставили указательный палец на 1-ый звук. Какой это звук?
- Поставили указательный палец на последний звук. Какой это звук?
- Поставили указательный палец на 2-ой звук. Какой это звук?
- Поставили указательный палец на 3-ий звук. Какой это звук?
- Какие буквы надо заменить в слове ПАПА, чтобы превратить это слово в слово БАБА.
(Логопед ставит на доску карточку со словомБАБА).
- У вас так? У кого по другому – исправляем.
Составление предложений по опорным словам
Л. :
- Я произнесу 3-и слова, а вы из них составите мне предложение. В каком порядке я буду говорить слова, в таком порядке вы составляете предложение. Менять местами слова нельзя. Убирать и добавлять лишние слова нельзя.
Папа, рубить, дрова;
Баба, вязать, шарф.
V. Итог занятия.
Л. :
- Бобик и Пух благодарят вас за помощь и дарят вам подарки – собственные портреты. Их нужно обвести по точкам и дорисовать элементы лица. Эти портреты вам раздадут воспитатели в группах.
Оценивается деятельность детей на занятии.