Приложение МААМ

Проект «Сундучок традиционных семейных ценностей»

Ирина Ивановна Литвинова
Проект «Сундучок традиционных семейных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта ….

Введение

Актуальность проекта….…. ….

Этапы и сроки реализации проекта…

Планируемые результаты ….

Основная часть

Теоретическое обоснование….

План – реализации….

Ресурсное обеспечение….

Востребованность инновационного образовательного продукта реализации проекта…

Список используемых информационных источников….

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта «Сундучок традиционных семейных ценностей»

2. Авторы проекта Литвинова Ирина Ивановна

3. Руководитель проекта Литвинова Ирина Ивановна

4. Цель проекта Формирование у воспитанников и родителей представлений о семейных традициях и сохранении семейных ценностей посредством взаимодействия семьи и ДОУ.

5. Срок реализации Долгосрочный — декабрь 2023 -декабрь 2024г.

6. Место проведения МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек»

7. Участники проекта Воспитатели группы, специалисты, родители, дети.

Введение

Актуальность проекта

В настоящее время современный ребёнок и молодые родители находятся в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На них воздействуют потоки информации, получаемой из сети, телевидения, компьютерных игр, фильмов. Воспитательное и социализирующее воздействие этих и источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания детей, оттесняя на второй план семью и ДОУ.

Печатные и электронные СМИ, доступная система развлечений в основном ориентированы на удовлетворение и культивирование простейших, а иногда и откровенно низменных человеческих потребностей. Изобилие еды, напитков, денег, как абсолютное человеческое счастье. Самоутверждение за счет других, жесткая борьба с другими людьми, в которой победитель получает все, навязывается как норма общественной жизни.

В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. Эти ценности не продаются, они бесценны.

На ребенка оказывают огромное влияние информационно-компьютерные технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить жизнь современного человека и общества. Но их влияние на развитие ребенка имеют и негативные последствия. Информационно-компьютерные технологии создают виртуальную реальность, которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребенка к ней, вытеснять объективную реальность, подчинять ее своим правилам.

Виртуальное пространство может заслонять реальное. Если семья и детский сад в должной мере не обеспечивают социализацию ребенка, включение его, сообразно его возможностям, в решение реальных дел и забот, не обучают его в полной мере правилам жизни в обществе, то виртуальный мир – более яркий, легкий, доступный, динамичный – может занять в сознании доминирующее положение, что неизбежно приведет к искаженному восприятию реального мира и неадекватным формам общественного поведения.

К тому же, к сожалению, современные родители мало говорят со своими детьми. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Им некогда. Наблюдается исчезновение семейных традиций, некий распад преемственности поколений. Однако именно семья, наряду с детским садом, оказывается одним из первых пространств межкультурного взаимодействия, в которой дети приобретают опыт социального взаимодействия. Это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Именно семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции.

Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Таким образом, проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций является актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации социального проекта «Сундучок традиционных семейных ценностей».

Цель проекта: Формирование у воспитанников и родителей представлений об институте семьи, семейных традициях, культуре семейной жизни; пропаганда возрождения и сохранения семейных ценностей среди подрастающего поколения.

Задачи:

1. Изучить особенности взаимоотношений между детьми и родителями на разных возрастных этапах.

2. Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

3. Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению воспитанников с миром нравственных ценностей семейных традиций.

4. Использовать с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Участники проекта:

- воспитанники младшей группы группы 1 «Звездочки»;

- воспитатели группы;

- специалисты ДОУ

- родители воспитанников;

Реализация проекта декабрь 2023 по декабь2024г.

Этапы и сроки реализации проекта

Этап Содержание Сроки Ответственный

Подготовительный Создание творческой группы

Декабрь

2023 Руководитель проекта

Анкетирование участников Декабрь

2023 Руководитель проекта, специалисты

Изучение современных форм работы с родителями, воспитательных и образовательных технологий Декабрь-Январь

2023-2024 Руководитель проекта, специалисты

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм и методов воспитания Декабрь-Январь

2023-2024 Руководитель проекта

Определение стратегии и тактики деятельности.

Январь

2024 Руководитель проекта

Практический Использование в образовательно - воспитательном процессе инновационных технологий, форм и методов Февраль- Май 2024 Воспитатели, специалисты.

Реализация плана работы по формированию семейных ценностей Сентябрь 2023-Апрель 2024 Воспитатели, специалисты

Заключительный Диагностика результатов реализации плана Ноябрь 2024 Руководитель проекта

Анализ и сопоставление полученных результатов с поставленными целями Ноябрь2024 Руководитель проекта

Ретрансляция педагогической инициативы: выступление на педагогическом совете ДОУ, оформление фотоматериалов. 2024 год Руководитель проекта

Планируемые результаты:

- овладение воспитанниками знаний о дружной, крепкой семье, истории, семейных традициях ;

- создание в ДОУ дополнительного информационного пространства для родителей и детей, а именно социальные странички ДОУ Телеграм, сообщество ВКонтакте и форумы на них;

- обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата для детей в семьях;

- повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания;

- формирование потребности у родителей в частом индивидуальном общении с детьми, укрепления семейных отношений, соблюдения семейных традиций;

- обмен опытом семейного воспитания и традиций через трансляции своего опыта посредством ИКТ, на социальных страницах ВКонтакте, Телеграм, .

- создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и предупреждении негативных проявлений у детей

- апробация новых форм взаимодействия с родителями.

Основная часть

Теоретическое обоснование

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья — это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья — это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.

Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Семейный альбом — кладезь исторической памяти. Почему людям дороги фотографии из семейного архива? Семейный альбом может принять вполне современный вид, если его оцифровать и разместить на семейном сайте. Это возвращение к историческим корням семьи и возможность узнать её прошлое. По рассказам бабушек и дедушек, опросам своих родственников можно построить родословное древо семьи. Это очень увлекательное и интереснейшее занятие, которое включает сбор биографий дальних и близких родственников, их детей, внуков, братьев и сестёр. В дополнение к этому сейчас принято составлять семейные гербы, в которых находят отражение главные отличительные особенности или характеристики семьи. Подобные занятия оставляют в памяти самые приятные воспоминания, а дети, вырастая, пытаются продолжить их в своих семьях. И это становится семейной традицией.

Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают именно о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.

В каждой семье есть традиции. Основное их назначение — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации. Причём делать это, особо не задумываясь. Традиции могут «строить» нашу жизнь буквально по кирпичику: на завтрак непременно едим кашу, праздничный стол немыслим без кулебяки, квартиру убираем по субботам, а отпуск проводим на море или в деревне у бабушки.

Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Хорошая традиция — семейный совет, на котором принимаются важные решения, касающиеся каждого члена семьи. Голос ребенка тоже учитывается и может стать решающим, что, конечно, положительно скажется на его самооценке. Семейный совет может принимать форму ежевечернего чаепития, во время которого анализируется прошедший день, обсуждаются планы на ближайшее будущее.

Семейные традиции сближают всех родных, делают семью крепкой и дружной. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. В некоторых семьях принято, чтобы торжество начинал самый старший человек за столом, а в других это делает хозяин дома. У одних вместе со взрослыми за семейный стол обязательно сажают детей, а у других — нет.

Полезной традицией может быть переписка с родственниками и друзьями. Она воспитывает уважительное отношение к ним и служит средством сплочения. В некоторых семьях принято играть в настольные игры, например в «Лото», или устраивать семейные воскресные обеды. А другие регулярно ездят на машине по старинным городам, выезжают на шашлыки или просто фотографируют пейзажи, посещают памятные места. Важно, что это всё создает тёплую атмосферу уюта, стабильности и взаимной поддержки.

Семейной традицией могут стать еженедельные прогулки в лес, первый снеговик зимой, празднование прихода весны, изготовление скворечника для птиц. Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, её предков, которую можно оформлять в фотографиях.

Дети — обязательное и главное звено в процессе формирования и передачи семейных традиций. Они должны участвовать во всех семейных начинаниях.

Семейные традиции, обычаи и праздники лежат в основе культуры каждого народа. Именно на них воспитывается каждое новое поколение. В трудные периоды жизни именно это позволяет уцелеть семье.

Данный проект предусматривает реализацию плана работы по популяризации сохранения традиционных семейных ценностей на базе МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек» с использованием имеющегося оборудования, а также с привлечением родителей воспитанников и специалистов ДОУ.

Его особенностью являются:

• Формирование у воспитанников ДОУ и их семей приверженности к здоровому образу жизни.

• широкий охват участников – от воспитанников дошкольных групп до педагогов и родителей.

• максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Календарный план реализации проекта

Мероприятие

Ответственные

Социальные партнеры Срок Участники

1. Сбор фотографий, материалов и другой информации для выпуска альбома "Моя семья - моё богатство" (рассказы о семье, семейных традициях, знаменательных событиях, общих интересах, семейных праздниках, замечательных родственниках)

Воспитатели групп, родительский актив 2024г.

Январь Дети, воспитатели,

родители

2. Консультации для родителей «Общение с детьми-это важно», «Как провести выходной день с ребенком» и т. п. Воспитатели групп, психолог Февраль Родители воспитанников

4. Семейный экологический субботник «Все цветы детям» Воспитатели, родительский актив Апрель Дети, воспитатели,

родители

5. Семейный литературный вечер

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» Воспитатели группы

Май

Дети, воспитатели,

родители

6. Анкетирование «Традиции моей семьи»

В рамках «Международного дня семьи» и реализуемого проекта

Руководитель проекта, воспитатели групп Май Дети, воспитатели,

родители

7. Мастер-классы «Герб семьи» (аппликация) Воспитатели группы Сентябрь Воспитатели,родители, дети

8. Фотовыставка

«Загляните в семейный альбом». Воспитатели группы

Сентябрь Дети, воспитатели, родители

9. Мини проект

«Родословная моей семьи» Воспитатели группы Октябрь Воспитатели,родители,

дети

10. Наглядная информация

БУКЛЕТЫ : «Стили семейного воспитания». «Ошибки в воспитании». Воспитатели группы Октябрь

11. Индивидуальные консультации: «Стили семейного воспитания», «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка», «Роль семьи в формировании семейных ценностей у детей». Воспитатели группы, педагог психолог Ноябрь Воспитатели, родители

12. Информация от родительского актива в ВКонтакте сообщество «Звездочки» - «Нравственные уроки моей семьи»

(Из опыта семьи Мержоевых) Руководитель проекта, родительский актив Декабрь Воспитатели, родители

13. Гостиная молодой семьи тренинги:

- «Запрет»

воспитатель 2024г. Январь Воспитатели, родители

14. Развлечение «Папа может все, что угодно!» Воспитатели группы Февраль Воспитатели, папы воспитанников, дети.

16. Мини проекты:

- «Мой выходной день»: результат - презентация семейных проектов;

-«Мой родной город» - создание фотогазеты;

-«Мы счастливы, потому что мы вместе» -презентация семейных

проектов и создание видео роликов

Воспитатели групп

Март-Май Дети,

воспитатели, родители

17. Практические занятия в семейной гостиной:

-«Мы любим играть» - семинар – практикум, на котором родителей обучали играть с малышами в сюжетно – ролевые и дидактические игры;

- «На улице – не в комнате, вы все об этом помните!» - семинар – практикум, на котором был представлен материал по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах.

воспитатель Май - Июнь Воспитатели,родители

18. Формы работы посредством ИКТ: создание:

- фотоколлажей фоторепортажей

- мини фильмов - на семейные темы:

• «Мир детства – вся моя семья»

• «Отдыхаем с внуками»

• «Папа, мама и я – очень дружная семья»

• «Папа, мама я - здоровая семья!»

• «Самая дружная семья – моя!»

• «Как мы летом отдыхали»

• «Мы и море» и др.

Воспитатели групп Июнь-Август Дети, воспитатели,родители

19. Совместное развлечение «Игры нашего двора (дворовые, уличные игры)» Воспитатели группы Август Дети,

воспитатели,родители

20. Квест – игра «Сундук семейных сокровищ»

Рефлексия Воспитатели группы Сентябрь Дети,

воспитатели,родители

20. Мини-музей «Любимые домашние игры» Воспитатели группы Октябрь Дети,

воспитатели,

родители

22. Презентация проекта «Сундучок семейных ценностей» Воспитатели группы Ноябрь Дети,

воспитатели, родители

Востребованность инновационного образовательного продукта реализации проекта.

Данный проект – это длительное творческое сотрудничество детского сада и родителей, направленное на связь поколений. Проект решает вопросы преемственности, передачу духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий. Основной группой потребителей инновационного образовательного ресурса проекта выступают воспитанники и их родители. Повышение педагогической культуры и раскрытие творческого потенциала родителей будет способствовать совершенствованию семейного воспитания, обеспечению благоприятного нравственно-психологического климата в семьях для детей. Для воспитанников овладение знаниями о семейных ценностях, традициях, истории семьи плодотворно скажется на их духовно – нравственном воспитании.

Для педагогов ДОУ инновационный образовательный продукт будет интересен с позиции апробации новых форм взаимодействия с родителями, использования современных методик (ИКТ) организации групповой и индивидуальных форм работы.

Список используемых информационных источников:

1. Атемаскина, Ю. В. Формирование положительного образа родного

дома [Текст] / Ю. В. Атемаскина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 75 -82.

2. Безрукова, Л. В. Формирование ценностного отношения к

окружающему миру у старших дошкольников [Текст] / Л. В. Безрукова. – М. : Екатеринбург, 1999. – 24 с.

3. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи

4. Групповое мероприятие "В кругу семьи"

5. Даусон А. Д., Утёмов В. В. Методическое пособие. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. 2016

6. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с

родителями [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – М. :

Педагогика, 2004. – №1. – С. 60-68.

7. Дюльдина, Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на

формирование у ребенка системы ценностей [Текст] / Ж. Дюльдина //

Воспитание школьников. – 2009. – N 1. – С. 70-73.

8. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи

[Текст] / Н. С. Ежкова // Дошкольная педагогика. – 2011. – N 3. – С. 54-56.

9. Родительское собрание по теме "Влияние семьи на ребенка" /

10. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире.

Публикации по теме:

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Сундучок традиционных семейных ценностей»
Опубликовано: 22 февраля 2025 в 16:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сундучок традиционных семейных ценностей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ивановна Литвинова (УИ 456572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД