Ольга Глушан
«Звук [Р] и буква Р. К нам весна шагает быстрыми шагами». Занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Развивать речь детей в различных видах деятельности. Формировать и
систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
- закреплять элементарные представления о целостности природы;
- уточнять и закреплять представления об изменениях, происходящих в
природе весной, по существенным признакам;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- учить правильности построения предложений в составлении рассказа по
картинкам-символам;
- учить детей характеризовать звук [Р] с опорой на различные виды
Публикация «„Звук [Р] и буква Р, К нам весна шагает быстрыми шагами“, Занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
контроля;
- умение определять позицию звука в слове;
- совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи слов
сложной слоговой структуры;
- развивать звуковой анализ и синтез;
- формирование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;
- развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
- умение слышать разные музыкальные образы;
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.
Оборудование: предметные картинки со звуком [Р], домик с окошками, солнышко с лучами, картинки-символы с признаками весны, сюжетная картина «Весна», набор для составления слоговой схемы слова, большие блоки для конструирования, костюм «грача».
I. Вводная часть
Дети входят в зал под музыкальное сопровождение «Весенняя капель».
Воспитатель: - Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Дети слушают мелодию «Весенняя капель».
Воспитатель: - Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Дети: - О весне.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: - Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.
Воспитатель: - Значит о каком времени года эта музыка?
Дети: - О весне.
Воспитатель: - Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад. И сегодня
мы будем говорить о таком прекрасном времени года, как весна. Недавно мы учили
стихотворение И. Токмаковой «К нам весна шагает». Кто его помнит?
Дети: - К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны,
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной.
II. Основная часть
Составление рассказа о признаках весны по картинкам-символам.
Дети: - Солнце весной пригревает, оно становится теплое, яркое, ласковое.
Воспитатель: - А кто знает, что такое капель?
Дети: - Когда под теплыми лучами сосульки быстро тают и капельки воды часто-часто капают с крыши.
Дети: - С наступлением теплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи.
Воспитатель: - Какие животные пробуждаются от зимней спячки?
Дети: - Весной пробуждаются от зимней спячки ежи, медведи, барсуки, сурки.
Воспитатель: - А что весной происходит с деревьями?
Дети: - На ветках деревьев появляются почки.
Воспитатель: - Как вы понимаете слова «день прибывает»?
Дети: - Когда день становится длиннее, а ночь короче.
Воспитатель: - Вы молодцы, ребята. Вспомнили все весенние признаки в природе. А теперь давайте вспомним весенние месяцы.
Дети рассказывают стихотворение о трех весенних месяцах.
Весна красна! Ты к нам пришла
С теплыми лучами, с быстрыми ручьями.
Первым март пришел, белый снег сошел,
За ним апрель отворит окно и дверь.
А как май придет – все кругом расцветет!
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитатель: - Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала и пришла с веселым щебетаньем птиц. Назовите, ребята, птицу, которая первой прилетает весной?
Дети: - Грач.
Воспитатель: - Правильно.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день навскач
А зовется птица – грач.
Воспитатель: - А каких перелетных птиц вы еще знаете?
Дети: - Скворцы, ласточки и т. д.
Воспитатель: - Ребята посмотрите, к нам прилетел грач и хочет с вами поиграть.
Физкультминутка
Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде, она повсюду,
Красна! Красна! Красна!
По лугу, лесу и полянке,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!
И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!
Страна звуков.
Логопед : - Ребята, как вы весело поиграли. Я слышала как вы говорили о признаках весны. А кто знает, как журчат ручьи, поют птицы? Всё это звуки природы, а я хочу вас пригласить в волшебную страну звуков. И поедем мы туда на машине. Ребята, давайте заведем машину: «др-др-др». И машина поехала.
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Влево, вправо, чистота.
Волосы взъерошит ветер,
Мы шофёры хоть куда.
Логопед : - А вот и волшебная страна звуков. Посмотрите, какой звук нас встречает (Ребенок с символом звука [Р]).
Дети: - Звук [Р].
Логопед : - Правильно! Ребята, а что вы можете рассказать об этом звуке?
Дети: - Звук [Р] – согласный, твёрдый, звонкий и обозначается синим цветом.
Звуковой анализ и синтез слогов.
Логопед : - Я рядом с синим квадратом (со звуком [Р]) поставлю красный (гласный звук).
- Что это?
Дети: - Это слог.
Логопед : - Если это звук [А], как будет звучать слог? (МА) и т. д.
Логопед : - Звук [Р], ребята многому научились и хотели бы показать тебе свои знания. Ребята, а звук [Р] приготовил для вас задания.
Игра «Домик с окошками»
Дети определяют позицию звука в слове и раскладывают картинки, комментируя свои действия.
В первое окошко – картинки со звуком [Р] в начале слова.
Во второе окошко – картинки со звуком [Р] в середине слова.
В третье окошко – картинки со звуком[Р] в конце слова.
Правило «Звуки и буквы».
Логопед : - Звук [Р], а ты знаешь правило «Звуки и буквы»?
З. : - Конечно! Звуки я пишу, а буквы произношу!
Дети исправляют ошибки Звука : «Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим».
Демонстрация буквы «Р».
Логопед : - Звук [Р], а хочешь увидеть букву «Р», которую ребята сделают с помощью своих тел?
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить,
И друг другу «Р» представить!
Логопед : - А это еще одно задание, которое для вас приготовил Звук.
Игра «Солнышко»
Логопед : - Каждый из вас на своём лучике нашёл карточку, на которой написано слово. Слово нужно прочитать, поделить на слоги и выложить слоговую схему слова.
- Посмотрите, солнышко улыбается каждому из вас, потому что вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо, Звук [Р], за интересно проведенное время.
III.Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, как мы с вами сегодня интересно провели время: побывали в волшебной стране звуков, поиграли, говорили о весне. На Руси люди всегда радовались приходу весны и весенним ручьям. Они встречали ее играми, песнями, обрядами. И я вам хочу предложить поиграть в «Ручеёк».
Проводится игра «Ручеёк» под музыкальную фонограмму.