Митина Любовь Владимировна
«День рождения у Чебурашки». Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: День рождения у Чебурашки.
Цель: Развивать и совершенствовать устную речь каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
-активизировать словарь по темам «Продукты питания», «Посуда»;
- совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
- совершенствовать умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе;
- совершенствовать умение выделять согласный звук из начала, середины, конца слов;
- совершенствовать умение делить слова на слоги.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать связную речь, память, мышление, мелкую моторику рук, речевое дыхание;
- укрепить общую двигательную активность.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение сопереживать сказочным героям и своим товарищам;
- воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности.
Оборудование: игрушки Чебурашка, ёжик, кукла Красная Шапочка, Карлсон, крокодил Гена; письмо-приглашение; разноцветные шары; муляжи продуктов питания (сок, колбаса, пирожок, фрукты, конфеты, шоколад, сыр, мёд); предметные картинки (мука, масло, сметана, сахар, яйца, рыба, мясо);настольно-печатная игра «Собери торт»; фонограмма шума моторчика, песня «Я играю на гармошке»; заготовки для рисования – банки для варенья, трафареты фруктов и ягод, воздушные фломастеры; магнитное панно; игра «Где живёт звук»; спортивный инвентарь (различные дорожки для массажа ступней); массажные мячики; ноутбук.
Предварительная работа
1. Чтение литературных произведений: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Ш. Перро «Красная шапочка», К. Чуковский «Федорино горе», А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
2. Изготовление дидактической игры «Собери торт».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед. Ребята! Я получила письмо от Чебурашки. (Вскрывает красивый конверт. Читает.) Он приглашает нас на день рождения. Подумайте, с чем вы пойдёте на праздник к Чебурашке? Я, например, пойду с цветами.
Дети. Я пойду с игрушкой (рисунком, поделкой, книжкой, конфетами).
II. Основная часть.
Логопед. Теперь, когда мы определились с подарками, можно идти в гости. (Дети подходят к плюшевому Чебурашке.)
Дети. Здравствуй, Чебурашка! Мы пришли поздравить тебя с днём рождения и принесли тебе подарки!
Логопед. Чебурашка грустный. Что с тобой? Чебурашка говорит, что старуха Шапокляк похитила все продукты, которые он выбрал для приготовления торта, и разбросала их по сказкам. Что же ему теперь делать? Дети, мы поможем Чебурашке?
Дети. Да!
Логопед. А для этого нам нужно отправиться в сказочный лес. Путь нам покажет ёжик. (Выставляется игрушка ёжика.)
Логопед. Ребята, давайте покажем, как мы играем с нашими ёжиками. (Дети берут массажные мячики.)
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.
Логопед. Молодцы. Ёжик сказал, что надо идти в сказочный лес вот по этой дорожке. (Дети идут по дорожки для массажа ступней)
Раздаётся шум мотора.
Логопед. Что это за шум? Как вы думаете, какой сказочный герой летит к нам на поляну?
Дети. Это Карлсон, который живёт на крыше.
Логопед. Здравствуй, Карлсон! Посмотрите, он летит с пустыми банками. Представляете, он съел всё варенье и просит нарисовать на пустых банках фрукты, чтобы оно опять появилось. (Дети садятся на стульчики за столы.)
На столах разложены заготовки контуров банок; трафареты фруктов и ягод; воздушные фломастеры, Дети приступают к работе. Логопед наблюдает за работой детей, помогает советом и периодически спрашивает у них: «У тебя в банке какое варенье?»
Дети. У меня в банке малиновое (смородиновое, яблочное, крыжовенное, грушевое, клубничное) варенье.
Логопед. Замечательно! Карлсон получил любимое варенье, а мы - первый конверт с рисунками продуктов. Возьмём его и пойдём дальше. Переходим мостик (массажная дорожка) и оказываемся в другой сказке. Нас никто не встречает. Но что это? Видите, вон там, далеко-далеко, бегает старушка за грязной посудой! (На экране отрывок из мультфильма «Федорино горе».)
Дети. Это же Федора из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».
Логопед. Поможем Федоре, ребята? Посуда к ней вернётся, если мы посчитаем, сколько посуды надо помыть.
Дети. Поможем. (На экране посуда: семь ложек, семь вилок, пять ножей, шесть блюдец, шесть чашек, пять ковшей.) Ответы детей.
Логопед. Наконец вся посуда вернулась к Федоре. Она её вымыла. Счастливая хозяйка обещает нам впредь ухаживать за ней. А как Федора мыла посуду?
Дети. Мыла аккуратно (бережно, тщательно, любя).
Логопед. Вот уже и второй конверт у нас! (Кладёт конверт рядом с первым.) Послушайте, ребята, кто-то поёт песню. (Звучит песня «Я играю на гармошке», выставляется игрушка крокодила Гены.)
Дети. Это крокодил Гена, он поёт песню «Я играю на гармошке»
Логопед. Ребята, давайте покажем крокодилу Гене, как мы «играем» на гармошке.
(Физ. минутка «Мы играем на гармошке»)
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки к верху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Логопед (получает от крокодила Гены третий конверт). Спасибо, крокодил Гена, за конверт с рисунками продуктов.
По этой тропинке пойдём (массажная дорожка, на полянку попадём. (Дети идут по массажной дорожке, в конце которой стоит кукла Красная Шапочка.)
Логопед. С кем мы встретились?
Дети. Мы встретились с Красной Шапочкой. Здравствуй, Красная Шапочка!
Логопед. Красная Шапочка собирается к бабушке. Ей надо положить в корзину те продукты, в названии которых есть звук [к] (на столе корзина, сок, колбаса, пирожок, фрукты, конфеты, шоколад, сыр, мёд). Ребята, давайте поможем Красной Шапочке: назовём эти продукты, скажем где живёт звук [к] в этих словах (в начале, середине или конце слова, и назовём сколько частей в словах. Вспомним характеристику звука [к]
Дети. Отвечают (На магнитном панно игра «Где живёт звук»).
Логопед. Замечательно! Мы помогли Красной Шапочке собирать корзину с продуктами для бабушки и получили последний конверт с рисунками продуктами. Возвращаемся по тропинке (массажная дорожка) назад к Мишутке!
Логопед. Ёжик спасибо тебе за помощь. Дети, соберём продукты для торта Чебурашки.
Вскрывает конверты и достаёт картинки-части разрезной картины «Торт».
Дети (рассматривают картинки из конвертов и отвечают). Чебурашка приготовил молоко (сметану, масло, яйца, сахар, муку, яйца, рыбу).
Логопед. Ребята, мне кажется, что старуха Шапокляк нам положила лишние продукты, чтобы у нас не получился торт для Чебурашки. Как вы думаете, какие продукты лишние?
Дети. Лишние мясо и рыба.
Логопед. Правильно, лишнее мясо и рыба. Давайте сложим из частей целую картинку «Торт» и подарим его Чебурашке.
Дети складывают картинку на подносе. Две лишние части откладывают в сторону.
III. Итог занятия
Логопед: Пора нам возвращаться в детский сад. Вспомним, что мы сегодня делали (поздравляли Чебурашку, Федоре помогли посчитать посуду, Карлосону вернули варенье, крокодилу Гене сыграли на гармошке, Красной Шапочке помогли собрать корзину с продуктами для бабушки, сложили из частей целую картинку «Торт» для Мишутки). Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии. Какие задания вам показались трудными? Какие задания не вызывали затруднений?