Ольга Шишкина
Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ТНР «Дикие животные зимой. Звуки [с]-[с’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дикие животные зимой. Звуки СС'. Буква С.
Цель: Формирование и развитие лексико-грамматического строя и связной речи. Закрепление усвоения звуков СС' и буквы С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закреплять и расширять представления детей о диких животных. Уточнять, активизировать и обогащать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (отрабатывать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей диких животных, притяжательные прилагательные, согласование прилагательных с существительными). Формировать и развивать связную речь (работа по составлению коротких связных рассказов – описаний животных по схематическому плану). Закреплять соотнесение звуков СС' с буквой С. Учить дифференцировать твердый и мягкий звуки. Формировать фонематические представления, навыки звукового анализа слов. Осуществлять профилактику дисграфии.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ТНР „Дикие животные зимой, Звуки [с]-[с’], Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Коррекционно-развивающие. Развивать артикуляционную, общую и тонкую моторики, координацию речи с движением, речевое дыхание, фонематический слух и восприятие, психические процессы, познавательную активность.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать сотрудничество, бережное отношение и любвь к природе, интерес к занятиям.
Оборудование. Мольберт, музыкальный центр, картина зимнего пейзажа (лесная полянка, ситуативные и предметные картинки (Веселый Снеговик, скачущие кони, картинки диких животных, фотографии животных и их следов на снегу, буква С, музыкальная запись (скрип снега под ногами, шишка, раскраски диких животных, листы белой бумаги, черные шнурки для выкладывания буквы С, зеркала, схема-план для составления короткого связного рассказа-описания дикого животного.
Ход занятия
I. Организационный момент. (Введение в игровую ситуацию. Сообщение темы и цели занятия.)
Дети, сегодня мы отправимся на необычную прогулку в лес. Веселый Снеговик прислал нам письмо с приглашением и фотографиями следов животных. Сядет тот, кто назовет, какой след на фотографии. ( Дети отвечают: «У меня заячий след». «У меня беличий след»).
Мы назвали следы каких животных? (Диких)
Какое сейчас время года? (Зима)
Сегодня мы отправимся в зимний лес, будем наблюдать за дикими животными и составим короткие рассказы о них.
Снеговик прислал нам свою любимую букву. Назовем ее. Какие звуки она обозначает? Чем звук С отличается от звука С'?
А теперь отправимся в зимний лес на лошадях. (На доске открывается картинка – скачущие кони, запряженные в сани. Дети, сидя за столами, выполняют упражнение «Лошадки» перед зеркалами.)
II. Беседа по картине «Лесная полянка». Согласование прилагательных с существительными.
Вот мы и приехали. Перед нами лесная полянка и Веселый Снеговик уже нас ждет. (Дети выходят на ковер к мольберту с зимним пейзажем и картинкой Веселого Снеговика). Чего много в лесу зимой? (Снега)
Все в лесу можно назвать заснеженным. Расскажите, что заснеженное в зимнем лесу. (Заснеженная полянка, заснеженные деревья, заснеженные кусты, заснеженный лес.)
III. Дыхательное упражнение. Ходьба по кругу под музыкальную запись (скрип снега).
Давайте подышим свежим воздухом. Делаем вдох через нос и поднимаем руки через стороны вверх, на выдохе произнесем: «Как свежо!». («Красиво в зимнем лесу!»)
А теперь пройдемся по полянке. (Включается музыкальная запись – скрип снега под ногами). Что вы слышите? Снег какой? (Скрипящий, хрустящий)
IV. Работа над притяжательными прилагательными и предлогами.
(Дети садятся на стульчики перед мольбертом).
Веселый Снеговик спешил показать нам лесных животных, но пока мы ходили по скрипящему снегу, дикие животные спрятались. Найдем их и расскажем, кто где спрятался. (Дети по картинке называют, где спрятались дикие животные и какие части туловища они увидели).
(Заяц спрятался за пеньком. (Заячьи уши, заячий хвост).
Волк спрятался за кустом. (Волчий хвост, голова, лапы).
Лиса спряталась за елкой. (Лисий хвост).
Белка спряталась на елке. (Беличья голова).
V. Ласковые названия диких животных.
Чтобы животные нас не боялись, назовем их ласково (лисичка, зайчик, белочка, волчок).
VI. Составление коротких рассказов-описаний диких животных по картинкам (по схеме-плану)
Теперь животные не боятся нас. Вместе со Снеговиком понаблюдаем за ними и составим короткие рассказы-описания по схеме-плану.
1. Рассматривание.
2. План (Кто это? Какого цвета животное? Что особенное во внешнем виде животного? Что делает).
3. Рассказ-описание.
Рассказы-описания животных
Это лиса. Она рыжая. У нее красивый рыжий пушистый хвост. Она крадется по снегу.
Это заяц. Он белый. У него длинные уши и короткий хвост. Он есть кору веточек.
Это белка. Она серенькая, маленькая. У нее красивый пушистый хвост, а на ушах кисточки. Белка сидит на ветке и держит в лапках орешек.
Это волк. Он серый. У него пушистый серый хвост, острые зубы, сильная пасть. Он лежит в снегу.
Это лось. Он большой, коричневый. У него красивые большие рога, маленький хвост, длинные ноги. На ногах копыта. Он ходит по лесу. (Отрабатываются прилагательное лосиные (рога, копыта).
VII. Физкультминутка. Упражнение на развитие тонкой моторики.
Игра «Ой, мороз!»
Ой, мороз, мороз, мороз!
Снегом ветки все занес. (Руки вверх, качать руками из стороны в сторону.)
А мы не боимся,
А мы веселимся (Хлопки руками)
Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет уши, щеки, нос. (Потереть ладонями уши, щеки, нос.)
А мы не боимся,
А мы веселимся (Хлопки руками)
Лыжи с палками возьмем
И кататься в лес пойдем! (Изображают ходьбу на лыжах)
Упражнение для пальчиков «Хитрые лисички»
Хитрые лисички вышли погулять (Указательный и средний пальцы шагают по ладони другой руки)
Чтоб поймать: птичку или рыбку,
Зайку или мышку. (Загибают пальцы)
Но птички улетают, рыбки уплывают, зайки убегают, а мышки прячутся в нору (Изображают пальцами крылья птиц, ушки зайцев, рыбок – соединенными ладонями. На слово «мышки» прячут руки за спину.)
VIII. «Кто где живет» (Беседа по картинкам).
Кого нельзя встретить зимой в лесу?
Где спит медведь? ежик?
Где живет лиса? белка? заяц? волк?
Упражнение для пальчиков «Есть у каждого свой дом»
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
У лисы в лесу густом,
Есть нора – надежный дом.
Белочке в дупле на ели
Не страшны зимой метели.
И у зайчика есть дом,
Под заснеженным кустом.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Волки в логове живут.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
В. Пальчинскайте
IX. Названия детенышей диких животных.
Отгадайте загадку: Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И, вспорхнув через пенек,
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Выполним массаж ладоней шишкой и расскажем, какими детенышами были взрослые дикие животные : кем была лиса? – лисенком. (Дети передают шишку друг другу).
X. Составление предложений «Угощение для животных».
Наша прогулка подошла к концу. Давайте вспомним, что любят есть дикие животные и оставим для них угощения. Составьте предложения, чем вы угощаете животных. (Я угощу белочку орешками).
XI. Выкладывание буквы С из шнурков.
Диких животных мы угостили, а теперь порадуем Веселого Снеговичка. Белые листы бумаги будут снегом, а шнурочком «напишем» любимую букву Снеговичка.
XII. Завершение прогулки.
Прощаются со Снеговичком, садятся за столы, выполняют упражнение «Лошадки».
XIII. Итог.
О ком мы сегодня рассказывали? Каких диких животных вы запомнили?
(Поощрение детей – раздача раскрасок).