Ирина Гринберг
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук [С] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «С»
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Программное содержание
Образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [с]. Упражнять в умении определять место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и в образовании родительного падежа множественного числа существительных.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной логопедической группе „Звук [С] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: Познакомить с буквой «С, с». Научить заменять первый звук в словах на звук [с]. Учить выделять из текста слова с заданным звуком. Развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов, ряд слов - из 3 элементов. Учить анализировать и читать слоги типа АС, СА. Развивать ручной праксис и зрительную память.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к занятиям
Предварительная работа:
Словарная работа: по теме «посуда»
Материалы и оборудование: предметные картинки: самолет, автобус, колесо, кактус, посуда, ласточка, стакан; зеркала, мяч, раздаточный и демонстрационный материал для определения позиции звука в слове; фишки красного и синего цвета, веревка, прищепки, символ звука [с], демонстрационный домик для согласных звуков, «чудесный» мешочек, изображение буквы «С» и картинки, напоминающей букву «С», кассы букв, поролоновые коврики, листочки с нарисованными буквами, зубочистки, буквари.
Ход деятельности
Организационный момент. При входе в логопедический кабинет натянута верёвка, рядом стоит корзинка с прищепками.
Логопед : Ребята, чтобы зайти в кабинет, вы должны назвать предмет посуды, в названии которого слышится звук [с] и прицепить прищепку на веревку ( ответы детей: самовар, миска, стакан, термос)
При затруднении даю подсказку.
Логопед : Саша, как называется предмет посуды, в котором хранится сахар? (сахарница)
Логопед : Алёна, как называется предмет посуды, в котором лежит соль? (солонка).
Сообщение темы занятия
Логопед : молодцы, ребята, садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем называть слова со звуком [с], познакомимся с буквой «С» и поиграем во множество игр.
1. Знакомство со звуком [С].
У детей на столах индивидуальные зеркала. Показываю и объясняю артикуляцию звука.
Логопед :
- губы в улыбке,
- зубки сближены,
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам,
- холодный воздух идет по центру языка (рука для контроля у рта,
- горлышко «молчит»,
Показ символа звука : папа поливает огород из шланга: ССССС…
Логопед : Звук [с] согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой, обозначается синим кружочком.
2. «Фонетическое упражнение»
Логопед : Давайте накачаем насосом колесо: С, С, С,. (резкое отрывистое произнесении звука вслед за взрослым).
3. Игра «Повторялочки»
Логопед : А сейчас поиграем с игру «Повторялочки». Я буду называть несколько слогов, а кто-то их повторит.
Логопед : Оля, повтори громко: са-со-су.
Логопед : Костя, повтори тихо: со-су-сы-са.
Логопед : Саша, повтори громко: су-сы-са-со.
Сильной подгруппе детей предлагаю цепочку слогов : ста-сто-сту, сты-ста-сто-сту, аст-ост-уст. Далее предлагаю всем детям цепочку слов: каска – маска – миска, миска – киска – ласка, ласка – леска – каска.
4. «Чудесный мешочек»
Логопед : Сегодня я пришла на работу, а под дверью лежит мешочек, давайте посмотрим, что там.
Дети по очереди подходят к мешочку и достают картинки: автобус, колесо, кактус, посуда, ласточка, стакан и выставляют их на демонстрационное по-лотно. Взрослый произносит названия картинок, выделяя голосом звук [с].
Логопед : Какой звук слышится во всех словах? (звук [с])
Логопед : Посмотрите на картинки еще раз, а теперь закройте глаза (в это время убираю одну из картинок).
Логопед : Откройте глаза. Костя, какая картинка стояла около автобуса и колеса?
Костя: около автобуса и колеса была ласточка.
Провожу игру еще 3-4 раза.
5. «Где звук?»
Логопед : Ребята, во всех этих словах звук [с] слышится в разных пози-циях.
Раздаю детям индивидуальные полоски для определения места звука в слове (полоска картона разделена на три равные части) и синие фишки.
Логопед : Сейчас каждый из вас должен определить место звука в слове, поставив фишку в нужное окошко (начало, середина, конец, а один из вас выйдет к доске и покажет картинкой место звука в слове на большой полоске.
Взрослый произносит медленно каждое слово, дети определяют позицию звука [с]. На каждую последующую картинку вызывается другой ребенок.
6. Динамическая пауза с мячом
Логопед : Дети, давайте поиграем с мячом.
Дети становятся полукругом, взрослый - напротив детей.
Логопед : Мы сейчас поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет и бросать вам мяч, а вы, бросая мяч обратно, назовете много таких предметов.
Логопед : один солдат, а в армии много кого, Костя? (В армии много солдат)
Если ребенок произносит слово с ошибкой, спрашиваю другого ребенка.
Логопед : Саша, а как думаешь ты – кого много в армии?
Логопед : А как думает Антон?
Логопед : один стул, а в магазине много чего, Алена? (В магазине много стульев)
Логопед : Дети, вы согласны с ответом Алены?
Аналогично со словами: сапог, носок, колесо, миска, нос, абрикос, бусы.
Логопед : А теперь другая игра, вам надо заменить в слове 1-й звук на звук [с]». Например, в слове «мало» я убираю звук [м] и ставлю [с], получается слово «сало».
Сначала бросаю мяч детям из сильной подгруппы.
Логопед : (бросаю мяч Юре) – лайка (сайка)
Логопед : ранки – (санки)
При затруднении опрашиваю других детей
Логопед : А как думает Света?
Аналогично играем со словами: мода, дом, топка, торт.
7. Выделение слов со звуком [с] из текста.
Логопед : Молодцы, ребята, вы правильно образовали новые слова, садитесь на стульчики. Я хочу проверить – какая у вас память. Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова со звуком [с], а потом мне их назовете.
Логопед : Суп могу я сам варить,
В сад могу я сам ходить,
Самокат сой сам катаю,
С горки в санках сам съезжаю.
Логопед : Ребята, какие слова со звуком [с] вы запомнили? ( ответы детей: сам, самокат, санки,.)
При затруднении читаю стихотворение повторно.
Логопед : Дети, в стихотворении мальчик все делал сам. А что вы сами умеете делать? (ответы детей)
8. Знакомство с буквой «С, с».
Логопед : Ребята, подошло время познакомиться с буквой «С».
Показываю картинку с изображением кусочка сыра, напоминающего букву «С», изображение самой буквы и читаю стихотворение.
Логопед : Села мышка в уголок,
Съела сыра там кусок.
Логопед : На что еще похожа буква «С»? (ответы детей)
Логопед : Ребята, посмотрите, буква «С» большая и маленькая одинаково выглядят.
Логопед : Давайте сделаем букву из пальчиков : указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Логопед : Теперь будем рисовать букву «С» палочками.
Раздаю детям поролоновые тонкие коврики размером 15х15 см, листочки бумаги такого же размера с нарисованными буквами «С» и длинные зубочистки.
Логопед : Вам надо палочками прокалывать букву так, чтобы дырочки не были далеко друг от друга, но и близко нельзя, чтобы не разорвать лист бумаги.
Дети выполняют задание.
9. Анализ слогов : АС, СА.
Раздаю детям кассы букв и фишки синего и красного цвета.
Логопед : Ребята, послушайте, сколько звуков я произнесу : АС? (два)
Логопед : Какой первый звук? (звук «А») Второй звук? (звук «С»)
Логопед : Каким кружочком мы обозначим звук «А»(гласный звук – красный кружок)
Логопед : положите красный кружок перед собой.
Логопед : Каким кружочком мы обозначим звук «С»(согласный звук – синий кружок)
Логопед : Возьмите буквы А, С из кассы и положите их под фишками. Прочтите, что у вас получилось (дети прочитывают слог).
Аналогично разбирается слог СА.
Далее дети читают по букварю обратные и прямые слоги с буквой «С».
10. Итог занятия
Логопед : Дети, вспомните, в какие игры мы сегодня играли?
Логопед : Вспомните слова со звуком [с].
Оценка деятельности детей, раздача поощрительных смайликов.