Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» (10 фото)

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза.

• Продолжать учить составлять простое распространённое предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов с опорой на сюжетную картину.

• Продолжать учить запоминать стихотворение по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать общую, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе „Звуки [В] и [В’]“» размещена в разделах

• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.

Материал:

Игрушки – картонные куклы – Вова и Вика, предметные картинки, имеющие в названии звуки [в] и [в’], профили артикуляции дифференцируемых звуков, символы звуков [в] и [в’], индивидуальные зеркала, звёздочки синего и зелёного цвета, мешочек с игрушками, опорная схема (картинки) к стихотворению; игра «Весёлые человечки», сюжетная картина, материал «схема слова», карточки с буквами, кассы букв.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, постановка цели занятия.

1). Игра «Пришла весна».

Пришла весна, сосульки тают,

(Соединять пальцы правой руки по очереди с большим, начиная с указательного)

Запели первые ручьи,

(Соединять пальцы левой руки по очереди с большим, начиная с указательного)

Медведь берлогу покидает,

(Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх – «голова медведя». Движение производится поочерёдно большим и указательным пальцами, безымянным и мизинцем – имитируется походка медведя)

А на полях кричат грачи.

(Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения).

Логопед: «Ребята, какое время года наступило?» (Весна)

2) Логопед показывает детям картонную куклу: «Ребята, вспомните, как зовут этого мальчика? В прошлый раз он уже был у нас в гостях». Дети вспоминают, что это мальчик Вова.

Логопед: «У Вовы есть подруга. Вот она (показывает новую куклу). Её имя начинается с того же звука, что и слово «весна»! Кто из вас знает такое имя? Правильно, молодцы! Эту девочку зовут Вика (игровые персонажи располагаются перед детьми). Ребята, кто догадался, какие звуки мы сегодня будем слушать и правильно произносить? (ответы детей). Вова и Вика хотят научится различать эти очень похожие звуки – [в] и [в’]». (постановка цели занятия).

II. Характеристика сопоставление звуков [В] и [В’] по артикуляционно-акустическим признакам.

Используется профиль артикуляции и схема-алгоритм характеристики звуков.

Логопед: «Кто расскажет всё, что мы узнали о звуке [В]? Как мы его произносим?»

Дети дают описание произношения и характеристику звука [В], обращаясь к персонажам. На доске перед детьми помещается символ звука (картинка с изображением метели, схема-профиль артикуляции, синий домик с колокольчиком.

После этого логопед предлагает детям найти букву «В» на столе и поместить на доску.

Логопед: «Ребята, а теперь давайте поможем друзьям узнать всё и о любимом звуке Вики - [В’]. Послушайте этот звук. Что он вам напоминает?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением ветерка, и просит детей воспроизвести звук.

Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала. Далее дети дают характеристику нового звука (он согласный, звонкий, мягкий). На доске помещается схема-профиль артикуляции, зелёный домик с колокольчиком.

Дети сопоставляют звуки [в] и [в’]. Логопед объясняет, что оба звука обозначаются одной буквой – «В», и напоминает стихи о ней:

Словно букву «В» Алёна

Держит трубку телефона. (В. Степанов)

Буква «В» как мотылёк,

Что уселся на цветок!

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки! (Г. Виеру).

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»

На букве «В» объеду весь свет,

Ведь буква «В» – велосипед!

Вот буква «В» видна вдали, красивая, витая,

Как-будто крендель испекли, прохожих поджидая!

Фото «Звуки [В] и [В’]»

III. Дифференциация звуков на слух в звуковом ряду.

Подвижная игра «Метель и ветерок»

Логопед: «А сейчас давайте поиграем в интересную игру и заодно научим Вову и Вику внимательно слушать и различать звуки [в] и [в’]. Когда услышите метель – твёрдый звук, остановитесь и обхватите себя руками – вам стало холодно! Когда услышите мягкий звук, просто остановитесь и опустите руки вниз».

Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: н, г, в, р, в, к, в’, т, п, в, д, в, к, в’, м, н, в, д, в’, г, в’. Дети «гуляют» по кабинету и действуют в соответствии с инструкцией.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе - фото

IV. Дифференциация звуков в словах. Игра «Зажигаем звёздочки».

Логопед: «Давайте научим Вову и Вику внимательно слушать и различать звуки [в] и [в’], в словах. Если услышите слово со звуком [в], поднимите голубую звёздочку, а если со звуком [в’] – зелёную: вода, ветер, свёкла, Ваня, Вера, сова, вишня, ворона, верба, свет, одуванчик. Какие слова со звуком [в] вы запомнили? (ответы детей). А какие слова со звуком [в’] встречались в этой игре? (ответы детей).

Фото №1 Задачи Коррекционно образовательные Закреплять уточнять произношение звуков В и В изолированно в слогах словах предложениях

V. Формирование фонематических представлений. Позиционный анализ. Игра «Игрушки для Вовы и Вики».

Логопед: «Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим гостям. Помогите выбрать для них игрушки. Они находятся в этом мешочке». Дети по очереди вынимают игрушки из мешочка, называют и раскладывают их на 2 группы – Вове и Вике, определяют место звуков в слове (волк, слива, сова, ведро, вишня, вилка, виноград).

Фото №2 Конспекты занятий НОД Развивать навыки звукового слогового анализа и синтеза Фото №3 Продолжать учить составлять простое распространённое предложение из х х х слов с опорой на сюжетную картину

VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звуков [в] и [в’], в стихотворении. Игра «Волк-волчище».

Логопед предлагает детям подобрать движения к словам стихотворения. Игра проводится 2-3 раза. После этого дети садятся на свои места и по желанию воспроизводят текст по опорным картинкам.

В поле волк-волчище едет

На своём велосипеде.

Обогнал сегодня он

Воробья и двух ворон.

Только ветер-ветерок

Обогнать никак не мог!

Логопед: «Какие слова со звуком [в] встречались в этом стихотворении? А со звуком [в’]?

Фото №4 Продолжать учить запоминать стихотворение по опорной схеме

VII. Развитие умений слогового анализа. Игра «Весёлые человечки»

Логопед: «Ребята, а теперь я предлагаю научить наших гостей играть в игру «Весёлые человечки». Но какое же слово нужно изобразить с помощью наших человечков? Сейчас узнаем, но для этого нужно отгадать загадку:

У него – два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед)

Проводится слоговой анализ слова «ве-ло-си-пед». Дети произносят слово и одновременно выполняют движения по выложенной схеме (игра проводится 3-4 раза с разными движениями).

Фото №5 Коррекционно развивающие Развивать общую пальчиковую моторику координацию речи с движениями Фото №6 Публикация Конспект логопедического занятия по развитию фонетико фонематической стороны речи в старшей группе Звуки В и В размещена в разделах Буквы В Ф и звуки В Ф

VIII. Развитие грамматического строя речи. Синтаксический анализ.

Логопед предлагает детям составить предложения по сюжетной картине сначала из 2-х, затем из 3-х, 4-х слов. После ответов детей проводится анализ любого предложения. Обсуждаются вопросы: Какое первое слово в этом предложении? Какое второе…третье слово? Есть ли ещё слова? Сколько слов в этом предложении?

IX. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: «Ребята на прошлом занятии мы с вами составляли схему слова-имени нашего гостя Вовы. А сегодня я предлагаю вам составить схему имени девочки – Вики». Дети под руководством логопеда составляют звуковую схему слова «Вика». После составления схемы дети выкладывают слово из букв разрезной азбуки.

X. Подведение итогов занятия.

Логопед задаёт детям вопросы: «Вам понравилось играть с Вовой и Викой? А чему мы сегодня научились вместе с нашими новыми друзьями? Что у вас хорошо получилось? А что оказалось сложным?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи. Дети получают от гостей карточки с занимательными заданиями и прощаются с ними.

Фото №7 Конспекты занятий Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы» Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква". Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора. Ход занятия.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе Цель: учить выделять звуки в слове. Задачи: 1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов; 2. Познакомить с понятием «звук», согласный.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки [И] — [Ы]» в старшей группе Цель: закрепление звуков [И] – [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»
Опубликовано: 10 июня 2022 в 21:03
+232Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД