Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза.
• Продолжать учить составлять простое распространённое предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов с опорой на сюжетную картину.
• Продолжать учить запоминать стихотворение по опорной схеме.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать общую, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе „Звуки [В] и [В’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.
Материал:
Игрушки – картонные куклы – Вова и Вика, предметные картинки, имеющие в названии звуки [в] и [в’], профили артикуляции дифференцируемых звуков, символы звуков [в] и [в’], индивидуальные зеркала, звёздочки синего и зелёного цвета, мешочек с игрушками, опорная схема (картинки) к стихотворению; игра «Весёлые человечки», сюжетная картина, материал «схема слова», карточки с буквами, кассы букв.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, постановка цели занятия.
1). Игра «Пришла весна».
Пришла весна, сосульки тают,
(Соединять пальцы правой руки по очереди с большим, начиная с указательного)
Запели первые ручьи,
(Соединять пальцы левой руки по очереди с большим, начиная с указательного)
Медведь берлогу покидает,
(Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх – «голова медведя». Движение производится поочерёдно большим и указательным пальцами, безымянным и мизинцем – имитируется походка медведя)
А на полях кричат грачи.
(Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения).
Логопед: «Ребята, какое время года наступило?» (Весна)
2) Логопед показывает детям картонную куклу: «Ребята, вспомните, как зовут этого мальчика? В прошлый раз он уже был у нас в гостях». Дети вспоминают, что это мальчик Вова.
Логопед: «У Вовы есть подруга. Вот она (показывает новую куклу). Её имя начинается с того же звука, что и слово «весна»! Кто из вас знает такое имя? Правильно, молодцы! Эту девочку зовут Вика (игровые персонажи располагаются перед детьми). Ребята, кто догадался, какие звуки мы сегодня будем слушать и правильно произносить? (ответы детей). Вова и Вика хотят научится различать эти очень похожие звуки – [в] и [в’]». (постановка цели занятия).
II. Характеристика сопоставление звуков [В] и [В’] по артикуляционно-акустическим признакам.
Используется профиль артикуляции и схема-алгоритм характеристики звуков.
Логопед: «Кто расскажет всё, что мы узнали о звуке [В]? Как мы его произносим?»
Дети дают описание произношения и характеристику звука [В], обращаясь к персонажам. На доске перед детьми помещается символ звука (картинка с изображением метели, схема-профиль артикуляции, синий домик с колокольчиком.
После этого логопед предлагает детям найти букву «В» на столе и поместить на доску.
Логопед: «Ребята, а теперь давайте поможем друзьям узнать всё и о любимом звуке Вики - [В’]. Послушайте этот звук. Что он вам напоминает?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением ветерка, и просит детей воспроизвести звук.
Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала. Далее дети дают характеристику нового звука (он согласный, звонкий, мягкий). На доске помещается схема-профиль артикуляции, зелёный домик с колокольчиком.
Дети сопоставляют звуки [в] и [в’]. Логопед объясняет, что оба звука обозначаются одной буквой – «В», и напоминает стихи о ней:
Словно букву «В» Алёна
Держит трубку телефона. (В. Степанов)
Буква «В» как мотылёк,
Что уселся на цветок!
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки! (Г. Виеру).
На букве «В» объеду весь свет,
Ведь буква «В» – велосипед!
Вот буква «В» видна вдали, красивая, витая,
Как-будто крендель испекли, прохожих поджидая!
III. Дифференциация звуков на слух в звуковом ряду.
Подвижная игра «Метель и ветерок»
Логопед: «А сейчас давайте поиграем в интересную игру и заодно научим Вову и Вику внимательно слушать и различать звуки [в] и [в’]. Когда услышите метель – твёрдый звук, остановитесь и обхватите себя руками – вам стало холодно! Когда услышите мягкий звук, просто остановитесь и опустите руки вниз».
Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: н, г, в, р, в, к, в’, т, п, в, д, в, к, в’, м, н, в, д, в’, г, в’. Дети «гуляют» по кабинету и действуют в соответствии с инструкцией.
IV. Дифференциация звуков в словах. Игра «Зажигаем звёздочки».
Логопед: «Давайте научим Вову и Вику внимательно слушать и различать звуки [в] и [в’], в словах. Если услышите слово со звуком [в], поднимите голубую звёздочку, а если со звуком [в’] – зелёную: вода, ветер, свёкла, Ваня, Вера, сова, вишня, ворона, верба, свет, одуванчик. Какие слова со звуком [в] вы запомнили? (ответы детей). А какие слова со звуком [в’] встречались в этой игре? (ответы детей).
V. Формирование фонематических представлений. Позиционный анализ. Игра «Игрушки для Вовы и Вики».
Логопед: «Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим гостям. Помогите выбрать для них игрушки. Они находятся в этом мешочке». Дети по очереди вынимают игрушки из мешочка, называют и раскладывают их на 2 группы – Вове и Вике, определяют место звуков в слове (волк, слива, сова, ведро, вишня, вилка, виноград).
VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звуков [в] и [в’], в стихотворении. Игра «Волк-волчище».
Логопед предлагает детям подобрать движения к словам стихотворения. Игра проводится 2-3 раза. После этого дети садятся на свои места и по желанию воспроизводят текст по опорным картинкам.
В поле волк-волчище едет
На своём велосипеде.
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон.
Только ветер-ветерок
Обогнать никак не мог!
Логопед: «Какие слова со звуком [в] встречались в этом стихотворении? А со звуком [в’]?
VII. Развитие умений слогового анализа. Игра «Весёлые человечки»
Логопед: «Ребята, а теперь я предлагаю научить наших гостей играть в игру «Весёлые человечки». Но какое же слово нужно изобразить с помощью наших человечков? Сейчас узнаем, но для этого нужно отгадать загадку:
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)
Проводится слоговой анализ слова «ве-ло-си-пед». Дети произносят слово и одновременно выполняют движения по выложенной схеме (игра проводится 3-4 раза с разными движениями).
VIII. Развитие грамматического строя речи. Синтаксический анализ.
Логопед предлагает детям составить предложения по сюжетной картине сначала из 2-х, затем из 3-х, 4-х слов. После ответов детей проводится анализ любого предложения. Обсуждаются вопросы: Какое первое слово в этом предложении? Какое второе…третье слово? Есть ли ещё слова? Сколько слов в этом предложении?
IX. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: «Ребята на прошлом занятии мы с вами составляли схему слова-имени нашего гостя Вовы. А сегодня я предлагаю вам составить схему имени девочки – Вики». Дети под руководством логопеда составляют звуковую схему слова «Вика». После составления схемы дети выкладывают слово из букв разрезной азбуки.
X. Подведение итогов занятия.
Логопед задаёт детям вопросы: «Вам понравилось играть с Вовой и Викой? А чему мы сегодня научились вместе с нашими новыми друзьями? Что у вас хорошо получилось? А что оказалось сложным?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи. Дети получают от гостей карточки с занимательными заданиями и прощаются с ними.