Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить выделять звуки в слове.
Задачи:
1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов;
2. Познакомить с понятием «звук», согласный "звук", гласный «звук»;
3. Систематизировать и обобщить знания детей о звуках;
4. Закреплять умение интонационно выделять в слове звук;
5. Закреплять представление детей о слове.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуки и слова“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал: игрушки Сова, Зайчонок, Ёжик, линейки-красная коротка и зелёная длинная, на каждого ребёнка-зелёная и красная ручка, рисунок №1 (мёд, волк, лиса, медведь, солнце, луна, планета, холодильник, гриб, корзина, книга, дом, рисунок №2 (кенгуру, берёза, ель, машина, вагон, стрела, варежка, снеговик, сковородка, стол, ключ, ваза - под каждым рисунком короткий и длинный прямоугольник для закрашивания)
Ход НОД:
1. Подготовительный этап.
Вопросы педагога к детям:
- В какую страну отправились Мудрая Сова, Зайчонок и Ёжик?
- Путь к Азбуке лежит через какую страну?
- С помощью чего люди произносят звуки?
2. Постановка учебной цели.
Ребята, когда на пригорок заехал игрушечный поезд, наши друзья-путешественники увидели огромный город. Мудрая Сова сообщила, что это город Звуков.
"Так, а почему мы остановились? - с нетерпением воскликнул Зайчонок. - Скорее едем знакомиться со звуками!" "Не торопись, - ответила Мудрая Сова. - Прежде чем оказаться в городе Звуков, нам нужно пройти два испытания. Для этого нам нужно запомнить, что все слова состоят из звуков".
- Ребята, мы с вами сегодня поговорим о том, какие бывают слова и какую роль играют в них звуки.
3. Изучение нового материала.
а). Работа с рисунком. Рисунок №1.
- Ребята, для первого задания Мудрая Сова вручает игрушкам-друзьям две линейки. Посмотрите внимательно на линейки, они одинаковые?
- Чем отличаются они? (Красная линейка короткая, а зелёная - длинная.)
- Зайчонку и Ёжику нужно разделить предметы на короткие и длинные. Ребята, помогите, пожалуйста, игрушкам это сделать правильно: рядом с короткими предметами начертите короткую красную линию, а рядом с длинными-длинную зелёную линию.
Педагог предлагает детям определить пары коротких и длинных предметов, после чего их обозначить соответствующими линиями.
- Молодцы, ребята! Вы помогли Зайчонку и Ёжику справиться с первым испытанием.
б). Далее Мудрая Сова сообщила нашим друзьям, что слова, как и предметы, бывают тоже короткими и длинными. В коротких словах звуков мало, поэтому слова произносятся коротко. Например: дом, мак. А в длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Например: ско-во-ро-да, те-ле-ви-зор, хо-ло-диль-ник.
Ребята, бывает и так, что длинные предметы называются длинным словом: я-ще-ри-ца, э-лек-трич-ка. А бывает и наоборот: коротким словом называется длинный предмет, а длинным - короткий. Например, шарф длинный, а называется коротким словом. Мост длинный, а называется коротко. Или "ко-ро-боч-ка" - длинное слово, а предмет сам короткий. "Пу-го-ви-ца" - длинное слово, а сам предмет короткий.
- А теперь, ребята, сейчас сами расскажите, чем короткие слова отличаются от длинных.
в). Второе задание, которое Мудрая Сова дала Зайчонку и Ёжику, заключается в том, чтобы друзья определили, какие слова короткие, а какие - длинные. Предлагаю и вам поиграть в слова, ребята. Я стану называть слова, а вы будете говорить короткие они или длинные: атт-рак-ци-он (длинное слово, круг (короткое слово, вен-ти-ля-тор, сад, вос-пи-та-тель-ни-ца, гном, ви-де-о-маг-ни-то-фон, соль, мёд, па-рик-ма-хер, дым.
г).Физкультминутка. Продолжение предыдущего задания. Становятся дети в круг. Педагог произносит слова: соль, са-лат-ни-ца, о-ду-ван-чик, стул, по-ло-тен-це, стол, ав-то-стан-ция, та-бу-рет-ка, зуб, гла-ди-о-лус, лак. Когда педагог произносит по слогам многосложное слово, все дети в это время бегут по кругу. Во время произнесения односложного слова делается один шаг вперёд.
д). Работа с рисунком. Рисунок №2.
- Ребята, Зайчонку так понравилось играть в короткие и длинные слова, что он придумал свою игру. Назовите каждую картинку. Если слово короткое, то есть в нём мало звуков, короткую полоску красной ручкой. Если длинное слово, то есть в нём много звуков, закрасьте, длинную полоску зелёной ручкой.
Прежде чем дети начнут самостоятельное выполнение задания, педагог анализирует совместно с ними несколько примеров.
В конце проходит проверка, какие картинки ребята, обозначили короткой красной полоской, а какие - длинной зелёной.
е). - Ребята, приведите свои примеры коротких слов.
- Назовите длинные слова.
4. Итог занятия.
- Ребята, чему мы научились на занятии сегодня?
- Чего мало в коротких словах и много в длинных словах?
- В какие мы играли игры?