Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Развивать навыки звукового, слогового, синтаксического анализа.
• Продолжать учить составлять простое распространённое предложение с опорой на сюжетную картинку.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе „Звуки [Д] и [Д’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• Развивать общую, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.
• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание, ориентировку на плоскости, графо-моторные умения.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и ответы друг друга.
Материал:
Игрушки – большой и маленький слоны – Дамбо и Димбо, цветная коробка – «сказочный лифт», профили артикуляции дифференцируемых звуков, символы звуков [д] и [д’], индивидуальные зеркала, карточки с заданием; простые карандаши по количеству детей, предметы синего и зелёного цвета на подносе; предметные картинки, имеющие в названии изучаемые звуки, материал к играм «Звуковая мозаика», «Весёлые человечки», сюжетная картина, материал «Схема предложения», карточки с буквами, цифры, кассы букв.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, постановка цели занятия.
1). Игра «Пальчики уснули».
Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
(пальцы обеих рук сжимаются в кулачки)
Один! Два! Три! Четыре! Пять!
(пальцы на правой руке последовательно разжимаются, начиная с большого)
Захотели поиграть!
(пальцы правой руки шевелятся)
Разбудили дом соседей,
(кулачок правой руки стучит по левому)
Там проснулись Шесть и Семь! Восемь! Девять! Десять!
(пальцы на левой руке последовательно разжимаются, начиная с большого)
Веселятся все!
(пальцы обеих рук шевелятся)
Но пора обратно всем. Десять, Девять, Восемь, Семь.
Шесть калачиком свернулся…
(пальцы левой руки последовательно сжимаются в кулачок, начиная с мизинца)
Пять зевнул и отвернулся. Четыре, Три, Два, Один –
(пальцы правой руки последовательно сжимаются в кулачок, начиная с мизинца)
Снова в домиках мы спим!
(оба кулачка поднимаются вверх)
2) Логопед: «Ребята, вспомните, кто был у нас в гостях в прошлый раз?» Дети вспоминают, что это слон Дамбо из сказочной страны звуков.
Логопед: «Сегодня Дамбо снова прилетел к нам в гости, но не один, а со своим другом – слонёнком. Его зовут Димбо (игровые персонажи располагаются перед детьми на стуле). Какой первый звук в имени нашего нового гостя – Димбо? (ответы детей). Ребята, кто догадался, какие звуки мы сегодня будем слушать и правильно произносить? (ответы детей). А как вы думаете, почему Дамбо и Димбо прилетели к нам вдвоём? Правильно, они хотят научится различать эти, очень похожие звуки». (постановка цели занятия)
II. Произношение звука в слогах.
Логопед: «Наши новые друзья хотят с вами поздороваться. Поздоровайтесь и вы с ними (логопед подходит к каждому ребёнку с двумя игрушками и от их имени произносит сочетания слогов с твёрдым и мягким звуком).
да-да-дя
ды-ды-ди
до-до-дё-дё
ду-дю-ду-дю и т. д.
Количество слогов и их сочетания подбираются в соответствии с возможностями детей
III. Характеристика сопоставление звуков [Д] и [Д’] по артикуляционно-акустическим признакам.
Используется профиль артикуляции и схема-алгоритм характеристики звуков.
Логопед: «Кто расскажет друзьям всё, что мы узнали о звуке [Д]? Как мы его произносим?»
Дети дают описание произношения и характеристику звука [Д], обращаясь к персонажам. На доске перед детьми помещается символ звука (картинка с изображением барабана, схема-профиль артикуляции, изображение синего домика с колокольчиком.
После этого логопед предлагает детям найти букву на столе и поместить на доску.
Логопед: «Ребята, а теперь давайте поможем друзьям узнать всё и о любимом звуке Димбо - [Д’]. Послушайте этот звук. Что он вам напоминает?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением маленького барабана, и просит детей воспроизвести звук.
Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [д’]. Понаблюдайте: как (чем) мы произносим этот звук?» (дети высказывают мнения). Логопед обращает внимание на то, что губы при произношении звука «улыбаются», кончик языка находится за нижними зубами, передняя часть языка прикасается к нёбу. «Гласный или согласный звук [д’]? Почему? Твёрдый он или мягкий? С голосом или без голоса мы его произносим?» Логопед просит детей закрыть уши ладошками и послушать звук (звучит тихо, положить тыльную сторону ладошки на горлышко, и почувствовать, что горлышко «дрожит», значит, голосовые связки работают. Дети самостоятельно дают характеристику звука. Символы звука (кружок зелёного цвета, зелёный домик с колокольчиком) располагаются на доске. «Итак, звук [д’] – согласный, глухой, мягкий. А обозначается он знакомой вам буквой «Д».
Логопед напоминает стихотворение о букве «Д»:
Этот домик – буква «Д»
В домике окошко.
Из трубы идёт дымок,
а в окошке – кошка.
«Чем отличаются звуки [Д] и [Д’]? Чем они похожи?» (дети отвечают на вопросы).
IV. Дифференциация звуков на слух в звуковом ряду.
Перед проведением следующей игры логопед предлагает детям выбрать и взять любой синий, затем зелёный предмет с подноса.
Логопед: «А сейчас давайте научим Дамбо и Димбо внимательно слушать и различать звуки [д] и [д’]. Когда услышите твёрдый звук, покажите синий предмет нашим гостям. Когда услышите мягкий звук – зелёный».
Детям предлагается на слух звуковой ряд: н, г, д, р, б, к, д’, т, п, д, д, к, д’, м, н, д, в, д’, д’. Дети поднимают синие и зелёные предметы в соответствии с услышанными звуками.
V. Дифференциация звуков в словах. Игра «Звуковая мозаика» (3х3).
Логопед: «Давайте теперь научим Дамбо и Димбо внимательно слушать слова со звуками [д] и [д’], различать эти звуки в словах. Когда услышите слово со звуком [д], положите в клеточку синий квадратик, а когда [д’] – зелёный. Не забудьте, что выкладывать квадратики нужно по порядку: слева направо и сверху вниз». Детям предъявляется список из 9 слов-существительных.
дом, вода, деньги,
диван, одежда, девочка,
дело, одуванчик, дерево.
Логопед показывает узор, который должен был получиться у всех детей. Дети сравнивают свои узоры с оригиналом. Затем проводится обсуждение:
- Ребята, что напоминает узор, который у вас получился? На что он похож? Дети предлагают свои варианты ответов.
- Какие слова со звуком [д] вы запомнили? А со звуком [д’]?
VI. Формирование фонематических представлений. Игра «Картинки для Дамбо и Димбо».
Логопед: «Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим гостям. Дамбо нужны картинки, в названии которых находится звук [д], а Димбо – [д’] Помогите подобрать эти картинки». Дети подбирают картинки, называют и раскладывают их на 2 группы.
Логопед: «А вот задание от наших гостей. Нужно догадаться какие предметы нужны Димбо, а какие – Дамбо и провести линии карандашом». Дети самостоятельно выполняют задание, после чего проводится обсуждение: у кого что?
VII. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звуков [д] и [д’], в стихотворении. Игра «Сонный слон» (по мотивам стихотворения И. Токмаковой)
Логопед предлагает детям подобрать движения к словам стихотворения. Игра проводится 2-3 раза. Примерные движения:
Динь-дон. Динь-дон.
(дети переступают с одной ноги на другую, покачиваясь право-влево)
В переулке ходит слон.
(ходьба на месте)
Старый, серый, сонный слон.
(приседания в ритме стихотворения)
Динь-дон. Динь-дон.
(дети переступают с одной ноги на другую)
VIII. Развитие навыков слогового анализа. Игра «Весёлые человечки»
Логопед: «Ребята, а теперь я предлагаю научить наших гостей играть в игру «Весёлые человечки». С помощью этих человечков можно изображать слова. Давайте попробуем! Но какое же слово нужно изобразить? Сейчас узнаем – Дамбо хочет загадать нам загадку:
Медовая и сладкая, как мяч лежит на грядке.
На ломтики разрезается, как будто улыбается!» (Дыня)
Проводится слоговой анализ слова «ды-ня». Дети произносят слово и одновременно выполняют движения по предложенной схеме.
Логопед: «А теперь слушайте загадку Димбо:
В шубе летом, а зимой раздето (Дерево). Проводится аналогичная работа со словом «де-ре-во».
IX. Развитие грамматического строя речи. Синтаксический анализ.
Логопед предлагает детям составить предложения по сюжетной картине. После ответов детей проводится анализ одного предложения (оно очень понравилось гостям): «Дуб стоит около дома».
Дети составляют схему предложения. Обсуждаются вопросы: Какое первое слово в этом предложении? Какое второе…третье слово? Есть ли ещё слова? Сколько слов в этом предложении?
X. Составление слова из предложенных букв. Чтение слова. Игра «Слово рассыпалось».
Логопед выкладывает на доске 5 букв – Д, В, И, Н, А: «Ребята, наши друзья хотят составить слово из букв, но у них пока ничего не получается – буквы рассыпаны. Давайте поможем им составить слово. Рядом с каждой буквой я поставлю цифру, которая поможет определить её место».
Дети выкладывают слово «диван» из букв разрезной азбуки, читают его. Один ребёнок выполняет задание на доске.
XI. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Дамбо и Димбо пора домой. Вам понравилось с ними играть? А чему мы сегодня научились вместе с нашими новыми друзьями?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи. Дети прощаются с героями.