Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»

Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква".

Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора.

Ход занятия.

1. Подготовительный этап.

- Ребята, кто из знакомых вам героев на рисунке изображён? (Зайчонок и ёжик.)

- Вы помните, кто такие Ёжик и Зайчонок? (Это игрушки.)

- Вы, наверное, помните, что они любят путешествовать? Давайте вспомним, где они в прошлом году побывали? (В саду, в огороде, в магазине, в городе, в парке, на рынке, в деревне, в лесу, на почте и т. д.)

2. Постановка учебной задачи.

Темочки:

- А ещё у Зайчонка и Ёжика есть знакомая - Мудрая Сова. А Сова предложила друзьям отправиться в интересное путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но дорога в страну Азбуку проходит через страну Звуков. Эта страна невидима, но она нас всюду окружает, так как звуки есть везде, и их увидеть нельзя. Их можно только произнести или услышать.

- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Какие вы слышите звуки? (Поют птицы, шелести листва, играет радио, проезжает машина и т. д.)

- Скажите, как смеются, как сигналит машина, как лает собака, мяукает кошка и воет волк. (Дети воспроизводят звукоподражания.)

- Ребята, всё что вы сейчас услышали и произнесли - это и есть звуки. А звуками считается всё, что можно произнести и услышать. Во время путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они дружат друг с другом, как они произносятся и как возникают. Ещё узнаем мы, что звуки обозначаются буквами.

- Куда с вами мы поедем? (В страну Азбуку.)

- А какую страну нам надо проехать, прежде чем оказаться в Азбуке? (Страну Звуков.)

3. Изучение нового материала.

А) - Сейчас пора занять своё место в вагончиках. Зайчонок и Ёжик уже уселись.

- Ребят, вы готовы к путешествию по стране Звуков? Тогда подудим, как паровозик. ("Ту-ту-ту".)

- Как вагончики стучат? ("Чух-чух-чух".)

- И это значит, что мы едем уже по стране Звуков!

Б) Работа с рисунком.

- Ребята, скажите кого же увидели Зайчонок и Ёжик?

- Ёжик и Зайчонок решил проверить, в действительности ли они решили оказаться в Стране Звуков. По совет Мудрой Совы Зайчонок они закрыли глаза и прислушались. И какие же звуки они услышали? (Дети изображают, как подают голос лошадь, собака, корова, овца, ворона и петух.)

- Ребята, а можно ли всё, что вы произнесли, назвать звуками? (Да, можно.)

- Это означает, что наши друзья-игрушки попали в Страну Звуков.

В) Физкультминутка.

Дети встают в круг, а педагог в его центре. Педагог предлагает детям сочинить всем вместе стихотворение.

Педагог: - Подпевает козлик мне.

Дети: - Бе-бе-бе!

Педагог: - Лает хвостик, хвост задрав.

Дети: - Гав-гав-гав!

Педагог: - А петух мне на бегу прокричал.

Дети: - Ку-ка-ре-ку!

Педагог: - А котёнок пискнул.

Дети: - Мяу-мяу!

В процессе физкультминутки дети вслед за педагогом показывают движения животных: как пёсик встают на четвереньки, как петух машут руками, как котёнок садятся на корточки, как козлик топают ногой.

- Ребята, какие звуки вы произносили? ("Мяу", "Гав", "Бе", "Ку-ка-ре-ку".)

В) - Все эти звуки издают животные, а люди издают звуки речи, из которых получаются слова. После того как Зайчонок и Ёжик разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова сообщила им, как и откуда появляются звуки. Оказалось, что звуки возникают во рту.

- А что у каждого из нас находится во рту? (Язык и зубы.)

- Ребята, а если мы закроем рот, то что нам мешает увидеть язык и зубы? (Щёки губы.)

- Сейчас попробуйте, плотно закрыть рот и сказать "Спасибо", не открывая рта. (Дети пытаются это слово произнести с закрытым ртом.)

- Вы смогли произнести правильно слово "спасибо" с закрытым ртом? (Нет.)

- Как вы думаете, можно ли разговаривать без помощи, языка, зубов, щек и губ? (Нет, нельзя.)

Г) Педагог предлагает детям отгадать загадки.

-Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим. (Язык)

-Когда мы едим - они работают,

Когда не едим - они отдыхают,

Не будем их чистить -

Они заболят. (Зубы)

-Посильнее ты их раздуй,

На горячее подуй. (Щёки)

-Ребята, о чём были эти загадки?

Д) - А сейчас я предлагаю вам послушать сказку о весёлом язычке и повторить за мной все движения язычка.

Жил да был на свете весёлый язычок. И был у него свой дом - рот. Щёки - стены (дети надувают щёки, зубы и губы - окна (Дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Он каждый день в своём домике наводил порядок: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк, потолок (. по нёбу, мыл пол (. по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открываю рот и проводят языком по нижним и верхним зубам). Как-то раз стало скучно весёлому язычку. Он открыл окно (рот открывают широко, выглянул на улицу (язык высовывает вперёд, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вниз и вверх. Увидел ворону, испугался и спрятался в свой домик (дети внутрь убирают язык) и закрыл окна (закрывают рот).

4. Подведение итогов.

- Ребята, в какой стране живут звуки? А буквы? В какой стране оказались Зайчонок, Ёжик и Мудрая Сова по дороге в Страну Азбуку? С помощью чего человек произносит звуки? Что понравилось на занятии?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Ф] и [Ф’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звуки [Ф-Ф']. Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [Ф-Ф'] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Л], [Л’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [л-л'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [С-С'] в изолированном виде, в словах и фразах; активировать словарь детей;.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 11:06
+118Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Александровна Калёнова (УИ 280347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД