Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква".
Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора.
Ход занятия.
1. Подготовительный этап.
- Ребята, кто из знакомых вам героев на рисунке изображён? (Зайчонок и ёжик.)
- Вы помните, кто такие Ёжик и Зайчонок? (Это игрушки.)
- Вы, наверное, помните, что они любят путешествовать? Давайте вспомним, где они в прошлом году побывали? (В саду, в огороде, в магазине, в городе, в парке, на рынке, в деревне, в лесу, на почте и т. д.)
2. Постановка учебной задачи.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- А ещё у Зайчонка и Ёжика есть знакомая - Мудрая Сова. А Сова предложила друзьям отправиться в интересное путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но дорога в страну Азбуку проходит через страну Звуков. Эта страна невидима, но она нас всюду окружает, так как звуки есть везде, и их увидеть нельзя. Их можно только произнести или услышать.
- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Какие вы слышите звуки? (Поют птицы, шелести листва, играет радио, проезжает машина и т. д.)
- Скажите, как смеются, как сигналит машина, как лает собака, мяукает кошка и воет волк. (Дети воспроизводят звукоподражания.)
- Ребята, всё что вы сейчас услышали и произнесли - это и есть звуки. А звуками считается всё, что можно произнести и услышать. Во время путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они дружат друг с другом, как они произносятся и как возникают. Ещё узнаем мы, что звуки обозначаются буквами.
- Куда с вами мы поедем? (В страну Азбуку.)
- А какую страну нам надо проехать, прежде чем оказаться в Азбуке? (Страну Звуков.)
3. Изучение нового материала.
А) - Сейчас пора занять своё место в вагончиках. Зайчонок и Ёжик уже уселись.
- Ребят, вы готовы к путешествию по стране Звуков? Тогда подудим, как паровозик. ("Ту-ту-ту".)
- Как вагончики стучат? ("Чух-чух-чух".)
- И это значит, что мы едем уже по стране Звуков!
Б) Работа с рисунком.
- Ребята, скажите кого же увидели Зайчонок и Ёжик?
- Ёжик и Зайчонок решил проверить, в действительности ли они решили оказаться в Стране Звуков. По совет Мудрой Совы Зайчонок они закрыли глаза и прислушались. И какие же звуки они услышали? (Дети изображают, как подают голос лошадь, собака, корова, овца, ворона и петух.)
- Ребята, а можно ли всё, что вы произнесли, назвать звуками? (Да, можно.)
- Это означает, что наши друзья-игрушки попали в Страну Звуков.
В) Физкультминутка.
Дети встают в круг, а педагог в его центре. Педагог предлагает детям сочинить всем вместе стихотворение.
Педагог: - Подпевает козлик мне.
Дети: - Бе-бе-бе!
Педагог: - Лает хвостик, хвост задрав.
Дети: - Гав-гав-гав!
Педагог: - А петух мне на бегу прокричал.
Дети: - Ку-ка-ре-ку!
Педагог: - А котёнок пискнул.
Дети: - Мяу-мяу!
В процессе физкультминутки дети вслед за педагогом показывают движения животных: как пёсик встают на четвереньки, как петух машут руками, как котёнок садятся на корточки, как козлик топают ногой.
- Ребята, какие звуки вы произносили? ("Мяу", "Гав", "Бе", "Ку-ка-ре-ку".)
В) - Все эти звуки издают животные, а люди издают звуки речи, из которых получаются слова. После того как Зайчонок и Ёжик разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова сообщила им, как и откуда появляются звуки. Оказалось, что звуки возникают во рту.
- А что у каждого из нас находится во рту? (Язык и зубы.)
- Ребята, а если мы закроем рот, то что нам мешает увидеть язык и зубы? (Щёки губы.)
- Сейчас попробуйте, плотно закрыть рот и сказать "Спасибо", не открывая рта. (Дети пытаются это слово произнести с закрытым ртом.)
- Вы смогли произнести правильно слово "спасибо" с закрытым ртом? (Нет.)
- Как вы думаете, можно ли разговаривать без помощи, языка, зубов, щек и губ? (Нет, нельзя.)
Г) Педагог предлагает детям отгадать загадки.
-Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим. (Язык)
-Когда мы едим - они работают,
Когда не едим - они отдыхают,
Не будем их чистить -
Они заболят. (Зубы)
-Посильнее ты их раздуй,
На горячее подуй. (Щёки)
-Ребята, о чём были эти загадки?
Д) - А сейчас я предлагаю вам послушать сказку о весёлом язычке и повторить за мной все движения язычка.
Жил да был на свете весёлый язычок. И был у него свой дом - рот. Щёки - стены (дети надувают щёки, зубы и губы - окна (Дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Он каждый день в своём домике наводил порядок: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк, потолок (. по нёбу, мыл пол (. по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открываю рот и проводят языком по нижним и верхним зубам). Как-то раз стало скучно весёлому язычку. Он открыл окно (рот открывают широко, выглянул на улицу (язык высовывает вперёд, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вниз и вверх. Увидел ворону, испугался и спрятался в свой домик (дети внутрь убирают язык) и закрыл окна (закрывают рот).
4. Подведение итогов.
- Ребята, в какой стране живут звуки? А буквы? В какой стране оказались Зайчонок, Ёжик и Мудрая Сова по дороге в Страну Азбуку? С помощью чего человек произносит звуки? Что понравилось на занятии?