Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звуки [И] — [Ы]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление звуков [И] – [Ы].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".
3. Учить произносить звуки [И] и [Ы] громко, тихо, коротко, длительно, с различной интонацией;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы;
6. Развивать память, внимание, артикуляторную и общую моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуки [И] — [Ы]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал: цветные карандаши, рисунок №1-Мудрая Сова, Ёжик, Зайчонок у фотоаппарата, обезьянка, картинка №2 с тремя «фотографиями» обезьянки, где она молчит, произносит звук [Ы] и [И], картинка №3 (индивидуально)-мышка, тыква, кубики, спички, носки, кирпичи, столы, рысь, рыбы, рисунок №4 (индивидуально)-два паровозика с тремя вагонами (первые вагончики пустые, в 1-м паровозике во 2-м вагоне нарисована тыква, в 3-м вагоне-мышка, а во 2-м паровозике во 2-мвагоне – мышка, а в 3-м тыква, грибы, дыни, блины, киты, пилы, быки, сливы, карточки-обозначения со звуками [И] и [Ы] (индивидуально, зеркало (индивидуально).
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Назовите слова со звуком [И].
-Назовите слова со звуком [Ы].
-Вспомните, куда привела своих друзей-игрушек мышка?
-Расскажите, как они все вместе помогли тыкве?
2. Постановка учебной цели. Рисунок №1.
Мудрая Сова, Ёжик и Зайчонок, угощаясь тыквенными семечками, пошли гулять по улице. Они у дороги повстречали обезьянку с фотоаппаратом. «Скорее сфотографируйте меня!»-кричала обезьянка, как только увидела приближающихся друзей. «А куда ты так торопишься?»-заинтересовался Ёжик. «Я никуда не спешу, а почему я спешу, - быстро объяснила мартышка. -А я спешу потому, что мой фотограф отошёл ненадолго». Она поделилась, что всю жизнь хотела стать фотомоделью, но её хозяин-фотограф не хочет её фотографировать в одиночестве, а постоянно приглашает кого-нибудь сниматься вместе с нею. Зайчонок, желающий делать только добрые дела, тут же себя предложил в качестве фотографа. И обезьянка тут же перед фотоаппаратом начала вертеться и корчить рожицы.
«Ты что так крутишься?»-спросил её Зайчонок-фотограф. «А я хочу выбрать для себя подходящую улыбку, только вот не знаю какую: русскую или американскую»,-ответила мартышка. «Это что за улыбки такие?»-удивился Ёжик. «Русская-это когда надо говорить звук [Ы], а американская-когда надо сказать [И]».
-Ребята, какие два звука назвала обезьянка?
-Сегодня поговорим мы о звуках [Ы] и [И].
3. Изучение нового материала.
а).Работа с рисунком №2 и зеркалом.
-Ребята, сейчас перед зеркалом произнесите: «И-Ы-И-Ы». Скажите, как меняется улыбка при каждом из этих звуков?
-Посмотрите внимательно на фотографии и скажите на какой из них обезьянка произносит звук [Ы], а на какой - [И]?
-Как вы догадались?
б).Работа с рисунком №3.
-Ребята, посмотрите внимательно на каждую картинку и определите, в каких словах слышится звук [Ы], а в каких - [И]. Соедините картинки с обозначениями этих звуков.
-Какие картинки соединили вы с обозначением звука [Ы]?
-В каких словах звук [Ы] слышится в середине, а в каких-в конце?
-В каких словах два звука [Ы]?
-Какие картинки вы соединили с обозначением звука [И]?
-В каких словах слышится один, два, три звук [И]?
в).Работа с карточками-обозначениями звуков [И], [Ы].
-Ребята, я буду говорить слова, а вы будете показывать обозначение того звука, который слышится в середине слова.
-Бил (дети поднимают обозначение звука [И])
-Был (поднимают обозначение звука [Ы]).
- Ми-мыл, пил-пыл, вил-выл, Нил-ныл, лифт, сын, дым, кит, крик, сыр.
г).Физкультминутка «Грибы».
-Ребята, какие два знакомых вам звука есть в слове «гри-бы»? ([Ы], [И].)
-Сейчас мы с вам пойдём в лес собирать грибы.
Гриша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз-грибок, два-грибок,
Три-грибок.
Положил их в кузовок.
Дети имитируют движения грибника: идут, наклоняются и кладут грибы в корзинку.
д).Игра «Скажи ласково».
-Какой последний звук в слове «сады»? ([Ы].)
-А теперь скажите это слово ласково. (Садики.)
-Какой последний звук в слове «садики»? ([И].)
-Сейчас я буду говорить слова со звуком [Ы] в конце, а вы будете называть их ласково, чтобы в конце появился звук [И]: мосты-(мостики, зонты-(зонтики, усы-(усики, котлы-(котелки, носы-(носики, лапы-(лапки, блины-(блинчики, грибы-(грибочки, лапы-(лапочки, кусты-(кустики, рыбы-(рыбки, кресты-(крестики, столы-(столики).
е).Работа с рисунком №4.
-Ребята, каждый из двух паровозиков обозначает слово. В середине первого слова-паровозика слышится звук [Ы], а в конце-[И].
-Названия каких картинок подходят к первому слову-паровозику? (Дыни, быки.)
-Соедините данные картинки стрелками с первым паровозиком.
-Какие звуки слышатся во втором слове-паровозике?
-В каком они расположены порядке?
-Соедините стрелками со вторым паровозиком те картинки, у которых в середине слышится звук [И], в конце-[Ы].
4. Итог занятия.
-О каком звуках сегодня мы говорили?
-Чем они отличаются друг от друга?
-В какие игры с этими звуками играли?