Новолокова Наталья Евгеньевна
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах и словах «Приключения гномиков»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах
«Приключения гномиков»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: учить различать звуки [с]-[ш] в прямых открытых слогах и словах; учить двигаться под музыку и речь;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах и словах „Приключения гномиков“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
2. Развивающие: развивать умение переключаться с одного артикуляционного уклада на другой; развивать длительное речевое дыхание; развивать сенсорные впечатления; развивать речеслуховое внимание;
3. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу, воспитывать умения детей работать в команде.
Оборудование: 2 фигурки гномиков, картинки артикуляционного уклада звуков, зеркало, мягкие шарики для дыхательной гимнастики, сенсорные мешочки с шариками и песком, орехи грецкий и фундук (камешки, ортопедические коврики, волшебная коробка, мешочек, сундук, игрушки на звуки [с]-[ш].
План занятия :
1. Организационный момент
2. Артикуляционная гимнастика
3. Изолированное произношение и анализ артикуляции звуков [с]-[ш]
4. Дыхательная гимнастика
5. Дифференциация звуков [с]-[ш]. Игра «Мешочки»
6. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах
7. Музыкально-динамическая игра «Дорожки»
8. Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах «Сундук сокровищ»
9. Итог занятия
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети заходят в зал.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся: меня зовут Наталья Евгеньевна. А вас зовут?
Дети называют свои имена.
Л: Сегодня я к вам пришла не одна. Посмотрите, кто же со мной пришел?
Д: Гномики.
Л: Да! Они хотят с вами поиграть.
2. Артикуляционная гимнастика
Л: Сейчас мы с гномиками сделаем веселую танцевальную гимнастику для язычка, губ. Внимательно смотрите и повторяйте за мной. Мы будем выполнять упражнения 1.«Улыбка-трубочка», 2.«накажем непослушный язычок» 3.«чистим зубки» наверху и внизу, «качели», «горка-чашечка».
Включается музыка, и дети с логопедом выполняют артикуляционные упражнения.
Л: Молодцы!
3. Изолированное произношение и анализ артикуляции звуков [с]-[ш]
Л: А теперь сядем за стол. Ребята, мы совсем забыли познакомиться с нашими гномиками. Этого гномика зовут Свистун. Он любит свистеть: [с]. А второго гномика зовут Шептун. Он любит шептать. Вот так: [ш]. Сегодня мы с гномика будем учиться различать эти звуки.
А теперь давайте посвистим со Свистуном.
Д: [с].
Л: Посмотрите, что делают наши губы, когда мы произносим звук [с].
Д: Улыбаются.
Л: Правильно! А что делают зубы?
Д: Зубки сближены.
Л: А где находится язычок?
Д: Язык находится внизу, за нижними зубами похож на «горочку».
Л: А горлышко дрожит или нет?
Д: Нет.
Л: Теперь почувствуем, какая воздушная струя: тёплая или холодная?
Д: Холодная.
Л: Молодцы! А теперь будем шептать с Шептуном.
Д: [ш].
Л: Посмотрите, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш].
Д: Округляются.
Л: Правильно! А что делают зубы?
Д: Зубки сближены.
Л: А где находится язычок?
Д: Язык находится наверху «чашечкой».
Л: А горлышко дрожит или нет?
Д: Нет, не дрожит.
Л: Теперь почувствуем, какая воздушная струя: тёплая или холодная?
Д: Тёплая.
Л: Так чем же отличаются звуки [с]-[ш]?
Дети отвечают.
4. Дыхательная гимнастика
Л: Посмотрите, Свистун и Шептун принесли вам волшебную коробку. Но коробка вся в «звёздной пыли». Давайте сдуем её. Помните, что вдох мы делаем носом, а выдыхаем ртом. И следим, чтобы щеки не надувались. Посмотрите, как это делаю я (логопед показывает). А теперь попробуйте вы.
Дети по очереди сдувают «звёздную пыль».
5. Дифференциация звуков [с]-[ш]. Игра «Мешочки»
Л: Что же в коробке лежит?
Дети достают из коробки мешочки.
Л: Давайте потрогаем и угадаем что внутри мешочков?
Д: Шарики и песок (если дети не могут ответить, логопед подсказывает).
Логопед с детьми отмечают отличия мешочков (тяжелый, легкий, шуршит, сыпется и т. д.)
Л: Давайте мы с ними поиграем. Мешочек, в котором шарики мы обозначим звуком [ш], а мешочек с песком - [с].
Логопед выкладывает мешочки в ряд, дети по очереди ощупывают мешочки и произносят звуки.
Вариант усложнения: выполнение задания с закрытыми глазами (на усмотрение логопеда).
6. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах
Л: Ой, а что же тут еще в коробочке лежит? Наши гномики любят собирать драгоценные камни и носят их с собой в мешочке. Давайте посмотрим, что в нем. И сейчас мы тоже будем выкладывать их. Кто скажет, какой звук любит Шептун?
Д: [ш].
Л: Слоги со звуком [ш] мы обозначим большим камнем. А маленькие камешки будут для Свистуна. А он какой любит звук?
Д: [с].
Логопед называет слоговые ряды (ша-са-ша-са-ша-са-ша-са. со-шо-со, су-су-шу, ши-ши-сы, ша-са-ша-са и. т. д., а дети выкладывают и проговаривают слоги.
Вариант усложнения: дети сами придумывают слоговые ряды (на усмотрение логопеда).
7. Музыкально-динамическая пауза «Дорожки»
Л: Молодцы! Ребята, наши гномики хотят вам показать волшебную дорожку, по которой мы доберемся до их сокровищ. Давайте встанем и пройдемся по ней. Внимательно слушайте песенку и выполняйте движения. (наступаю и шагаю)
Дети под музыку шагают по дорожке.
8. Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах «Сундук сокровищ»
Дети возвращаются за стол, а на столе стоит сундучок.
Л: Ух ты! Что это тут такое?
Д: Это сундук.
Л: Вы же знаете, что гномы обожают сокровища. Посмотрите, какая красота! Все сокровища перемешались. Нам нужно поделить сокровища между гномами. Тут у них разные предметы. Я возьму соску и шишку. Соску я отдам Свистуну, а шишку Шептуну. А теперь попробуйте вы.
Дети берут любые предметы называют и раздают гномам.
Л: Молодцы!
9. Итог занятия
Л: Свистуну и Шептуну очень понравилось с вами играть. А во что мы играли?
Ответы детей.
Л: А какие звуки мы учились различать?
Д: Звуки [с]-[ш].
Л: А что вам понравилось?
Ответы детей.
Л: Спасибо мне понравилось с вами играть. Вот вам подарки от меня и гномиков.