Починская Евгения
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
закрепить четкое произношение звуков [К] и [К'], познакомить с буквой К.
Задачи:
1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [К] и [К'] на слух).
2. Продолжать учить детей различать и употреблять понятия «мягкий звук» и «твёрдый звук».
3. Учить преобразованию обратных слогов в прямые.
5. Знакомство с предлогами К, ОТ.
6. Учить печатанию слогов и слов с изученной буквой.
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы „Звуки [K] и [К’], Буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование:
символ звука [К] (сильный дождь) и звука [К'] (мелкий дождь); картинка к сказке «Буква К»; синие и зелёные круги (по два для каждого ребенка); домик согласных букв; индивидуальные тетради детей; карандаши простые; предметные картинки (мак, кабан, кот, кит, хомяк, снежный ком, окно, крапива, кирпич, котлета, клубника, конфета); картинки с изображением камня и пера (для игры «Твердый – мягкий звук»);буквари по числу детей ;слоговая таблица.
Ход занятия
I.
Организационный момент
Игра «Выполни инструкцию» (усвоение предлогов)
Логопед: «Выполните мои инструкции»:
- «Маша, подойди к окну. Что сделала?» («Я подошла к окну»).
- «Давид подойди к шкафу. Что ты сделал?»
- «Ваня, отойди от стола. Что ты сделал?»
- «Костя, подойди к двери. Что ты сделал?» и т. д.
II.
Знакомство со звуками [К] и [К']
Логопед: «Спорим, что вы не отгадаете мою загадку? (Дети спорят, что отгадают). Ну, тогда слушайте:
Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди.
(Кабан)
Логопед: «Молодцы! Угадали! Конечно это кабан. Скажите, какой звук вы слышите в начале слова «кабан»? (ответы детей).
- Сегодня мы познакомимся со звуком [К]. Когда мы произносим звук [К] губы свободны, кончик языка внизу, горлышко «молчит».
- Произнесем звук [К]? (дети произносят, логопед следит за артикуляцией).
- Кто расскажет всё про звук [К]?
Один ребёнок рассказывает (при помощи логопеда): «Звук [К] – согласный, твердый, глухой. Обозначаем его синим кружком».
Логопед: «У звука [К] есть брат – звук [К']. Давайте правильно его назовем: «КЬ – КЬ – КЬ». Кто расскажет про звук [К']?
Один из детей: «Звук [К'] – согласный, мягкий, глухой. Обозначим его зелёным кружком».
III.
Фонетическое упражнение
Логопед: «Посмотрите на эту картинку (показ символа звука). Звук [К] похож на то, как капает дождь. Покажите, как он капает?».
Дети: «ККККККК».
Логопед демонстрирует символ звука [К']: «Посмотрите на это. Что здесь изображено? (мелкий дождь). Покажите, как идёт мелкий дождь?».
Дети: «КЬ - КЬ – КЬ - КЬ».
IV.
Дифференциация звуков [К] и [К']
Игра «Наоборот»
Логопед: «Предлагаю поиграть в игру «Наоборот».
КА – КЯ (дети) КЯ - КА
КУ – КЮ КЮ – КУ
КЫ - КИ КИ - КЫ
КЭ - КЕ КЕ - КЭ
КО - КЁ КЁ – КО
Игра «Не ошибись!»
Логопед: «Я называю слоги и слова, а вы показываете зелёный кружок, если услышите звук КЬ и синий кружок, если услышите звук К».
К – Т – КЬ – ПЬ – В – МЬ – ПА- КЯ – КА - МАК – МИГ – КАША – РАКИ - КАРУСЕЛЬ – КОРМ – КИСЕЛЬ – КУБИК – Катя - КИНО
Игра «Живые звуки»
Логопед: «Звуки [К] и [К'] хотят с вами поиграть, ведь они живые и всё время меняются местами.
АК - КА ИК - КИ
ОК - КО
УК - КУ
V. Работа с картинками
На столе картинки с изображением камня и пера (расположены вертикально). Педагог объясняет: «Скажите что здесь нарисовано? Как вы думаете, какой камень на ощупь? (твёрдый). А перо? (мягкое). Кабан принёс нам много картинок и просит помочь ему распределить картинки на две группы: возле камня будут картинки, в которых есть твердый звук [К], а возле пера – картинки с мягким звуком [К']».
Дети берут картинку, называют её, определяют мягкость - твердость подходят к столу и кладут к соответствующему символу.
VI.
Знакомство с буквой К
Логопед: «Звуки К и КЬ обозначаются буквой К (показ буквы). Буква К живёт в домике согласных букв (поиск её в домике)».
VII.
Чтение сказки «Буква К»
Однажды в город Букв пришла незнакомка. Все буквы подбежали к ней, стали спрашивать, как её зовут. А она предложила им самим дать ей имя. Тогда буквы стали её спрашивать:
- Что ты любишь больше всего?
- Конфеты, котлеты, клубнику.
- Что ты любишь делать больше всего?
- Кушать, красить, купаться!
- А мы знаем! А мы знаем! – закричали буквы, - ты буква К!
Буква К подняла вверх правую руку, отставила правую ножку и сказала:
- Конечно! Какая я красавица!
Логопед: «Буква К хочет поселиться у вас в тетрадях. Давайте поселим её в тетради!» (дети рисуют букву К изсказки в своих тетрадях).
VIII.
Печатание и чтение буквы, слогов и слов в тетради
Логопед: «Вы хотите научиться писать букву К? Скажите, из каких элементов она состоит? (У буквы К есть три палочки). Давайте напишем её в тетради!» (дети печатают букву по образцу логопеда).
- Отыскивание буквы К среди других букв в разрезной азбуке.
Логопед показывает детям карточки со слогами: «Прочитаем слоги с буквой К».
АК КА
ОК КО
УК КУ
ЫК КЫ
ИК КИ
- анализ слога АК, печатание слога АК в тетрадях.
- работа с азбукой (чтение)
Логопед показывает детям картинку: МАК.
- Что это? Какой первый звук в этом слове? (Звук М). Какой звук мы слышим после М? (звук А). Назовите последний звук в слове МАК? (К).
На доске логопед пишет слово МАК. – «Прочитайте, что я написала? Давайте подарим букве К - МАК».
- печатание слова МАК в тетради.
IX.
Итог занятия
Логопед: «С какими звуками мы сегодня познакомились?» (индивидуальные ответы детей).
- «Какой буквой мы обозначаем звуки К и КЬ?»
- «Где живёт буква К?»
- «Что вам понравилось на занятии?» (индивидуальные ответы детей).