Екатерина Иванова
«Разгоняющие тьму». Конспект познавательного занятия о свете в жизни человека
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : дать первичные представления о свете, посредством экспериментального решения поставленных задач, познавательно-исследовательский интерес.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об естественных и искусственных источниках света; 1
Развивающие:
развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности;
Ребята, я знаю, что вы любите считать и нарисовала для вас плакат-загадку с шифром. Вам нужно внимательно рассмотреть рисунок и посчитать сколько одинаковых источников света спрятано. Когда все будет подсчитано, нужно воспользоваться шифром, который вы видите на доске. Каждой цифре соответствует буква из которых вы составите слово.
Дети расшифровывают слово.
Получилось слово освещение. Сегодня мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Предлагаю присесть, что бы удобнее было слушать.
Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Они вставали с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать. А потом человек приручил огонь и смог даже в темное время суток заниматься разными делами.
Как думаете, чем древний человек освещал пещеру?
Древние люди разжигали в пещере очаг, и от него становилось светлее.
С пещерой все понятно. А на улице? Трудно ли было передвигаться в темное время суток? Почему? Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Раньше люди придумали факелы. Что это такое?
Первый удобный осветительный прибор был сделан из каменного сосуда и нити из сухой травы. Но были и незамысловатые, простые способы. Например Лучина. Может кто-то знает, что такое лучина? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно ее делали из березы, она ярче и дольше горит. Таким простым способом люди пользовались и в военные годы. Сидя в землянке, солдаты коротали ночи перед теплым светом от лучины.
Но вернемся в прошлое, в то время, когда только придумали этот способ освещения. С какими неудобствами столкнулся человек используя такой способ освещения?
Правильно от лучины мало света, она быстро сгорает, а еще сильно коптит или по-другому дымит.
Прошли годы и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Как вы думаете, чем неудобно использование таких осветительных приборов с открытым огнем?
Человек стремился придумать более удобный способ освещения своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. Пройдемте к столу у окна и рассмотрим этот прибор. Чем удобнее этот прибор? Ребята у нас на заводе в третьем цехе, возможно ваши прадедушки изготавливали такие керосиновые лампы и горелки. На картинке изображение тех самых приборов. На каждом из них стоит клеймо нашего завода. Кто сможет прочитать?
Прошло много лет. Люди искали новые способы удобного и безопасного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский инженер Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас в темные вечера освещает наши квартиры.
Так много мы сейчас вам рассказали, вы послушали, а сейчас поиграем. Садитесь за столы. На каждом столе, вы видите набор картинок, посчитайте сколько их? Подумайте на какие две группы можно разделить эти картинки? Разделите и прокомментируйте свой выбор.
Мне кажется, пора немного размять ножки, мы много сидели игра «Бывает-не бывает».
Свеча может гореть два дня.
Зимой темнеет рано, примерно в пять часов.
В мае ночью выпадает снег.
Из-за свечи однажды сгорела Москва.
Хорошо размялись возвращаемся на свои места. Переходим к следующему заданию. Оно творческое и работать нужно в паре. Перед вами лежит танграм. Ваша задача из деталей танграма сложить любой осветительный прибор. При работе в паре сначала вы договариваетесь между собой и после этого выполняете одну фигуру на двоих. Приступаем. Кто испытывает сложности, можно воспользоваться готовой схемой.
Такие интересные у вас получились люстры и светильники жаль их убирать. Как можно сохранить наши конструкции? У нас есть бумага, клей и ножницы! Давайте мы вырежем из заготовок детали, по форме повторяющие танграм. И перенесем ваши люстры и светильники в одну комнату.