Алла Авдеева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная:
- учить детей различать звуки А,О,У,И,Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
2. Коррекционно-развивающие:
- закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова;
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие «слово», «гласный звук»;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме „Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
- развивать умение соотносить звуки и буквы;
- развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.
3. Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование:
- магнитная доска;
- столы и стулья для детей;
- игрушка Гном;
- зеркала для каждого ребенка;
- предметные картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов; - схемы, обозначающие место звука в слове;
- конверты;
- мяч;
- круги красного цвета на палочках- «фонарики» для каждого ребенка;
- фломастеры;
- листы бумаги со «сломанными буквами»;
- плакат с изображением артикуляции гласных звуков.
Образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
- игровая;
- двигательная;
- коммуникативная.
Предварительная работа:
- разучивание артикуляционной гимнастики;
- разучивание пальчиковой гимнастики;
- разучивание физкультминуток (движение с речью);
- развитие дыхания и голоса;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай», «Перепалка»;
- продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.
- работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (дидактические игры)
- Практический (упражнения).
Ход занятия.
Дети сидят за столами, на которых лежат зеркала. Перед ними стоит магнитная доска, на которой висит плакат с изображением артикуляции гласных звуков. Логопед показывает детям игрушку-гнома Грамотея.
1. Организационный момент.
Логопед: - Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуковии. Вместе с ним там живут Звуки и Буквы. Они друзья Грамотея. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Грамотею, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Вспомните, что мы слышим и говорим?
Дети: - Звуки.
Логопед: - Что мы читаем и пишем?
Дети: - Буквы.
Логопед: - А какие звуки мы называем гласными?
Дети: - Гласными называются звуки, которые можно петь. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.
Логопед: - Как они схематически обозначаются?
Дети: - Красным квадратиком.
II. Основная часть.
Логопед: - Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков. Грамотей спрашивает, а вы делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику?
Дети: - Да.
Логопед: - Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала и выполняйте упражнения, следите за язычками.
Дети берут в руки зеркала и выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (Улыбка, Заборчик, Качели, Часики, Оближем губки, Чашечка, Трубочка, Лошадка).
Логопед: - А теперь потренируем наши пальчики.
Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
А мизинчик – малышок
Сам забрался на порог.
Вместе пальчики друзья.
Друг без друга им нельзя.
Логопед: - Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним сколько в русском языке гласных звуков.
Дети: - Шесть.
Логопед: - Давайте вспомним «Песенку гласных звуков».
Логопед просит одного ребенка выйти к доске и спеть вместе с детьми. Дети стоя около стульчиков выполняют упражнение.
«Песенка гласных звуков».
Гласных звуков шесть всего
Я смогу пропеть их все до одного:
А, У, О, И, Э, Ы.
Логопед: - Грамотей хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке).
Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».
Логопед: - У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?
Дети: - Буква.
Логопед: - Посмотрите на плакат, где написаны буквы, и скажите для каких звуков эти «домики».
Логопед показывает буквы на плакате, висящем на доске, а дети называют их и говорят для какого звука этот «домик».
Логопед: - Ребята, гном Грамотей спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?
Дети: - В начале, в середине, в конце слов.
Логопед прикрепляет к доске схемы, обозначающие место звука в слове.
Логопед: - Какой звук не бывает в начале слов?
Дети: - Звук Ы.
Логопед: - Грамотей приготовил для вас задание. У меня на столе лежат конверты, откроем их. В первом и втором конвертах лежат гласные буквы. Их надо прикрепить на доску слева. В других лежат картинки, в названиях которых есть гласные звуки в начале, в середине, в конце слова. Тот кого я назову будет подходить к доске, показывать всем картинки, называть слова и определять место гласного звука в словах. Затем вы должны прикрепить картинку под схемой.
Дети выполняют задание.
Логопед: - Давайте немного отдохнем, выходите на ковер, проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка вовсе.
Очень маленьким он был.
С погремушкою ходил
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь.
Логопед: - Грамотею очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с него.
Дети выполняют задание.
Логопед: - Молодцы. Садитесь за столы. Грамотей приготовил еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.
Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам.
Логопед проверяет правильность выполнения ими задания.
III. Итог занятия.
Логопед: - Гному Грамотею пора возвращаться в Звукобуковию. Давайте с ним попрощаемся и вспомним чем мы сегодня занимались.
Дети: - Мы вспоминали гласные звуки и буквы.
Логопед: - Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.
Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.
Логопед: - Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: - Игры гнома Грамотея.
Используемая литература:
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». МГЗПИ. 1991г. -188с.
2. В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 г. - 95с.
3. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». ГНОМ и Д. 2009г. - 128с.
4. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет». ГНОМ и Д. 2002г. - 112с.