Папки-передвижки

Из опыта работы по теме «Организация работы учителя-логопеда по формированию у детей ПДД» в старшей группе

Лариса Турченко
Из опыта работы по теме «Организация работы учителя-логопеда по формированию у детей ПДД» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций.

Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью.

Публикация «Из опыта работы по теме „Организация работы учителя-логопеда по формированию у детей ПДД“ в старшей группе» размещена в разделах

Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге в старшей логопедической группе «Радуга» ведется согласно рабочей программы, которая разработана в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса и требований ФГОС. ОО «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя подраздел «Формирование основ безопасности», в котором обозначены задачи:

- Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.

- Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

- Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Наряду с данными задачами решаем речевые задачи:

Раздел «Словарная работа» :

-продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря через уточнение знаний об окружающем ("Что кому нужно?", "Кто больше слов скажет?", "Назови одним словом", "Назови опасный предмет", "Слово заблудилось" и др.);

-упражнять детей в употреблении прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания;

- учить детей самостоятельно находить различные речевые средства для выражения своего отношения к окружающему ("Что вы видите вокруг?", "Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);

-обогащать речь детей синонимами и антонимами; побуждать к размышлению о последствиях необдуманного поведения ("Найди точное слово", "Как сказать по - другому?", "Продолжи говорить" и др.);

-упражнять в разгадывании загадок описательного характера; уточнять и расширять представления детей о признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот так знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и др.).

Раздел «Грамматический строй речи» :

-совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде числе и падеже; знакомить с согласованием имен существительных с числительными; расширять и уточнять знания детей об окружающих предметах и их назначении ("1, 2, 3, 5", "Что из чего сделано?", "Чей, чья, чье?" и др.);

-упражнять в образовании имен существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; формировать представления о роли предметов в жизни человека ("Один - много", "Скажи ласково", "Маленький, побольше, самый большой", "Хвастунишки" и др.);

-развивать умение различать смысловые оттенки глаголов, употреблять в речи наречия, простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; формировать привычку безопасного поведения ("Как ты поступишь?", "Доскажи словечко", "Хорошо - плохо" и др.).

Раздел «Связная речь» :

-развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; формировать умение самостоятельно находить решение проблем (" Как я отдыхал в лесу", "Мы гуляли у реки", " Случай на дороге", "Чтобы не случилось беды" и др.);

-упражнять в составлении рассказа с последовательно развивающимся действием; развивать способность давать нравственную оценку поступкам героев сюжетных картинок ("Вася и еж", "Как мы нашли котенка", "Однажды в парке" и др.);

-совершенствовать умение пересказывать сказки, литературные произведения; развивать интонационную выразительность речи.

Для реализации задач по данному направлению мы используем разные формы работы с детьми, методы и приемы:

-организация предметно-развивающей среды;

-НОД; - проведение тематических недель;

-беседы,

-наблюдения,

-создание игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций;

-дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;

-чтение художественной литературы;

-продуктивная деятельность детей;

-организация совместных выставок, вечеров развлечений;

-инсценировки по сказкам;

-использование «Автогородка», - встречи с сотрудниками ГИБДД;

-работа с родителями;

-проектная деятельность;

- проведение акций по пропаганде ПДД; - участие в конкурсах разного уровня.

В работе с детьми используем следующие методы и технологии:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированная технология;

-технология игрового обучения;

-метод наблюдения и беседы.

При организации предметно-развивающей среды по ПДД учитывался возраст детей, доступность материала, яркость и разнообразие иллюстративного материала. В группе «Радуга» имеется:

-Демонстрационный материал «Правила безопасности для детей»,

-тематические папки с иллюстрациями по теме «Транспорт», «Дорожные знаки», «Дорожные ситуации»,

- Наборы открыток с опасными ситуациями на дороге,

- Наборы иллюстраций в книге «Правила для маленького пешехода»,

- Дидактические игры: «Дорожная азбука», «Ходилки в городе», «Говорящие знаки», «Транспорт», «Дорожное лото», «Светофор», «Кто отличник-пешеход», «На земле, небесах и на море», «Собери знак», напольные игры «Собери картинку», «Собери знак»

- макет с изображением перекрестка дороги и атрибутами для игры (постройки, машинки, знаки);

- уголок для мальчиков с разными спецмашинами, разборными дорогами;

- сюжетно-ролевые игры «Водители», «Автопарк»;

- художественная литература для детей по ПДД;

-книжки –раскраски с дорожными ситуациями.

С детьми проводились различные виды бесед: «Зачем нужно знать дорожные знаки?», «Улица, на которой расположен наш детский сад», «Как вести себя в общественном транспорте?», «Перекресток», «Ходить надо уметь» и т. д. Такая форма работы проводится как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер. В беседах дети учили и закрепляли правила дорожного движения, высказывали свое мнение о каких-то ситуациях.

Рассматривая картины «Улица города», «Перекресток», дети знакомились с городским транспортом, с разными видами пешеходного перехода и светофора.

Дети очень любят играть с макетом дороги, особенно мальчики. Здесь есть атрибуты, с помощью которых дети на практике закрепляют полученные знания по правилам дорожного движения; моделируют проблемные ситуации на дороге и ищут пути их решения, тем самым развивая связную речь.

В своей работе мы используем тематические недели. Мы изучаем с детьми лексическую тему «Транспорт» и «ПДД». В процессе работы дети знакомятся с различными видами транспорта, с правилами поведения на улице и в транспорте.

Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нём самостоятельно. Поэтому значительное место отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают и описывают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Большое внимание уделяем применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью используем различные виды игр (дидактические, настольные, познавательные, спортивно- соревновательные) они помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде, разъясняя свое поведение.

Интересной и эффективной формой работы являются ролевые игры, которые помогают детям довести до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать детям, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения, а также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты.

Очень эффективным методом в закреплении правил дорожного движения является просмотр театральных постановок. Дети большое удовольствие получили от просмотра театральной постановки «Дорожная азбука», показанная в ДОУ артистами г. Ставрополя с использованием кукольного театра и ростовых кукол. А также показ детьми группы «Рыбка» сказки «В королевстве Феи дорожных знаков». Результатом этого просмотра у детей расширились представления об основах личной безопасности. У ребят закрепились знания о соблюдении правил поведения на дорогах, во дворе, они получили элементарные знания по личной безопасности и способах их применения.

Эмоциональный положительный настрой к изучению правил уличного движения формируют художественные произведения на соответствующую тематику, из которых с помощью воспитателей дети узнают что-то новое, рассматривают иллюстрации самостоятельно. Нами были прочитаны и проанализированы с детьми такие произведения, как «Автомобиль» Н. Носова, «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», «Ученый Дружок» Серяков, «Улица. Где все спешат» и др. Дети любят отгадывать загадки на определенную тематику. В «Автогородке» детского сада, который включает в себя проезжую часть, тротуар, пешеходный переход, перекресток, проводим практические занятия. Здесь с помощью переносного и установочного оборудования (светофора, дорожных знаков, игровых транспортных средств, в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения. Дети объясняют назначение и необходимость данного материала.

Подобная форма обучения нравится детям и дает возможность для реализации творческо-речевых замыслов.

Работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма проводим совместно с сотрудниками ОГИБДД МВД России. Инспектор ДПС ОГИБДД проводит беседы с детьми о ПДД. Всегда эти встречи проходят очень интересно и увлекательно. Дети внимательно слушают, с энтузиазмом отвечают на вопросы, с интересом просматривают мультфильмы,презентации о ПДД.

Наши дети активно участвуют в конкурсах разного уровня: на уровне детского сада, района и международных, где проявляют речевое творчество на тему «Соблюдения безопасности на дорогах».

С детьми группы «Радуга» был реализован краткосрочный проект «Безопасное движение – ПДД уважение» с 21.03-по 31.03.16 г. Тип проекта: познавательно - творческий. Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения. Задачи проекта реализовывались в ходе разнообразных форм работы с детьми : цикл бесед, просмотр сказок, обыгрывание ситуаций, чтение художественных произведений, проводилась НОД по темам: «Наша улица» (коллективная, «Автомобиль», «Машины на улице». Продуктом проекта стал созданный детьми мультфильм «Приключения Грузовичка».

Нами была запланирована и проведена акция на пропаганду соблюдений ПДД среди взрослых и детей на территории МДОУ.

В первом этапе акции дети, педагоги и родители старшей логопедической группы «Радуга» раздавали памятки по ПДД всем входящим в детский сад. Сообщали всем, что соблюдение ПДД- залог безопасности детей и всех участников дорожного движения.

Во втором этапе акции дети и педагоги группы ходили по средним и младшим группам детского сада и на примере иллюстративного материала активизировали знания детей о ПДД. Самым активным участникам беседы дети вручали значки «Правила светофора».

В третьем этапе акции активное участие приняли родители (Бибаева Ю. Е., Брутян Е. А.). Они провели с детьми и родителями игру-эстафету «На дороге не зевай!». Победители получили дипломы по ПДД, родители – буклеты.

Вывод: Анализ педагогического наблюдения по теме «Организация работы по формированию у детей безопасного поведения на дороге» у детей группы «Радуга» показал следующие результаты: на начало учебного года (сентябрь-октябрь)-2,6б. (65%). На март – 3,3б. (83%). Подвижка-0,7б. Этому способствовала целенаправленная работа с детьми, с использованием инновационных форм. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок на дороге, знают ПДД и соблюдают их. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода. Индивидуальная работа с детьми планируется в течение всего дня по результатам данных педагогического наблюдения.

Публикации по теме:

Игровой самомассаж как средство коррекции речи детей (из опыта работы учителя-логопеда)Игровой самомассаж как средство коррекции речи детей (из опыта работы учителя-логопеда) В настоящее время использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством.

Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас: - на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего вида, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее.

Методико-дидактическая организация индивидуально-коррекционной работы учителя-логопеда Комментарий к презентации "Традиционные методы автоматизации звуков". 1 слайд. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения.

Организация работы семейного клуба «Общение» в ДОУ (из опыта работы) учитель – дефектолог: Н. В. Исмаилова. На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает над решением проблемы повышения эффективности.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Примерное планирование коррекционной работы учителя-логопеда в средней группе Сентябрь: 1. Расширение и обогащение словаря по темам: Игрушки, Части тела, Овощи, Фрукты 2. Понимание вопросов по содержанию сюжета, картинки:.

Из опыта работы учителя-логопеда «Работа над темпом» Из опыта работы. Тема: «Работа над темпом». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. В работе над темпом добиваюсь.

Сообщение из опыта работы «Организация работы с отцами в условиях детского сада» 1 слайд Учитывая свой многолетний опыт, работая в рамках ресурсной площадки по теме «Развитие социально-педагогической культуры родителей»,.

Специфика работы учителя-логопеда (из опыта работы) Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования (слайд 1) (слайд 2) Инклюзивное образование в России все активнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по теме «Организация работы учителя-логопеда по формированию у детей ПДД» в старшей группе
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 13:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по теме «Организация работы учителя-логопеда по формированию у детей ПДД» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Турченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД