елена гацких
Методико-дидактическая организация индивидуально-коррекционной работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарий к презентации "Традиционные методы автоматизации звуков".
1 слайд.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения - одна из самых важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.
2 слайд
Публикация «Методико-дидактическая организация индивидуально-коррекционной работы учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Автоматизация – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельной речи.
Продолжительность этапа автоматизации звука в первую очередь зависит от сложности речевого дефекта у ребенка и его индивидуальных особенностей.
3 слайд.
При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность, т. е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.
4 слайд.
Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Предлагаем рассмотреть традиционные методы автоматизации звука.
5 слайд.
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации. Например, "Заведи моторчик", при автоматизации звука Р.
6 слайд.
"Песенка змеи" при автоматизации звука Ш.
7 слайд.
И многие другие игры. На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время, поскольку минимальной произносительной единицей является не звук, а слог, в составе которого на произнесение и звучание данного звука влияют соседние с ним звуки. Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.
8 слайд.
Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в следующей последовательности: в прямых слогах, обратных слогах, в слогах с интервокальной позицией согласного, в слогах со стечением согласных. Автоматизацию смычных и смычно-щелевых звуков начинают с включение звука в обратные слоги, после чего переходят к прямым.
9 слайд.
Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения в игровой форме. Например, " Помоги собачке добраться до косточки".
10 слайд.
"Повтори песенку кота" .
11 слайд.
И многие другие игры.
При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
12 слайд.
Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями. Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию - в начале слова, конце и середине. Исключение составляет лишь положение звонкого согласного в конце слова, поскольку в этом случае имеет место оглушение звонкого согласного. Предлагаемые в качестве речевого материала слова постепенно усложняются с точки зрения количества слогов и их структуры.
13 слайд.
Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений. Например, "Звуковая улитка".
14 слайд.
15 слайд.
И другие игры. Кроме задач по развитию фонематического анализа и синтеза, на этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных, образование относительных имен прилагательных и др.
16 слайд.
Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих занятиях словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа проводится посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. Это создает условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т. е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.
17 слайд.
Например, упражнение "Исправь предложение".
18 слайд.
Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и др.
Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.
19 слайд.
Основная форма работы по автоматизации звука - индивидуальное занятие. допустимо на индивидуальных занятиях объединять детей по сходным дефектам. структура индивидуального занятия представлена на слайде. Хочется отметить, что на более поздних периодах работы в артикуляционную гимнастику включаются специальные упражнения для формирования артикуляционного уклада другого последующего звука.
20 слайд.
Не менее важным этапом в коррекционной работе логопеда является этап дифференциации звуков. Дифференциацию звуков проводят в том случае, когда у ребенка парасигматизм, т. е. идет замена звуков.
21 слайд
Работа по дифференциации звуков также предполагает использование различных упражнений и игр.
Важно отметить, что на этапе дифференциации звуков идет большая профилактическая работа по предупреждению нарушений у ребенка письма и чтения, т. е. профилактика дисграфии и дислексии.
22 слайд.
На следующем слайде представлены ошибки при автоматизации звуков, они есть и в ваших буклетах. Хочется обратить особое внимание, на ошибку, когда звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе и неправильно подобранном речевом материале, т. е. присутствие в нем двух и более дефектных звуков.
23 слайд.
При подборе речевого материала логопедам следует обратить внимание на "Картотеку упражнений по автоматизации и дифференциации звуков" под редакцией Перегудовой и Османовой, в котором соблюдены требования по подбору речевого материала
24 слайд.
Замечательный материал для автоматизации и дифференциации звуков представлен в пособии "Логопед дома" под редакцией Ткаченко.
25 слайд.
Многие логопеды побывали на курсах Ткаченко, которые проходили в феврале 2013г. в городе Челябинске. На фото вы видите саму Т. А. Ткаченко в окружении учителей-логопедов г. Копейска.
26 слайд.
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволяет существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
О взаимодействии учителя-логопеда со специалистами и семьей расскажет учитель-логопед д/с №18 Наталья Александровна Александрова.