Малясова Елена Александровна
Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать +Заказ
В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего вида, существуют два основных направления в работе : коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое направление является ведущим. Обусловлено это тем, что исправление речевого и сопутствующих ему нарушений является основной целью работы педагогов в логопедической группе. Тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устраняемого дефекта, как общее недоразвитие речи. Каждый специалист, работающий с детьми данной категории знает, что неполная коррекция ОНР в дошкольном возрасте, неизбежно повлечет за собой стойкое нарушение письма и чтения.
Публикация «Принципы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для успешного решения общеобразовательных и коррекционно- развивающих задач необходимо четкое координирование работы учителя- логопеда и воспитателя. Другими словами, воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада.
Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Главенствующая роль логопеда в коррекционном и педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей. Степени отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов.
Из опыта нашей совместной работы с воспитателем можно выделить ряд коррекционных задач, которые необходимо решить:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;
- развитие у детей артикуляционной и мелкой моторики, тесно связанных с речевой функцией.
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда проводится обследование речи детей и сопутствующих ей нарушений. По результатам обследования логопед заполняет на каждого ребенка речевую карту. После этого необходимо познакомить воспитателя с результатами логопедического обследования. Затем воспитатель проводит свое психолого-педагогическое обследование, в отличии от логопедического оно проходит не в индивидуальной, а в групповой форме, то есть путем наблюдения за детьми во время всех режимных моментов, при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.
Как уже говорилось выше, одной из важнейших задач, необходимых решить в ходе совместной работы с воспитателем, является контроль над закреплением у детей речевых навыков на занятиях по заданию логопеда.
Известно, что нормализация произношения у детей в логопедической группе проходит несколько этапов. Во первых логопед определяет количество неправильно произносимых каждым ребенком звуков, а также характер нарушения произношения каждого звука (отсутствие, искажение, замещение). Затем идет работа по исправлению произношения. Известно, что правильный звук вначале вызывается, а затем автоматизируется в слогах, словах, предложениях, рассказах. И на последнем этапе происходит закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной речи.
Всю эту работу логопед выполняет на индивидуальных занятиях. В свою очередь во второй половине дня индивидуальные занятия с детьми, по заданию логопеда, проводит воспитатель. Он занимается только с теми детьми, фамилии которых записаны в тетради по взаимосвязи работы логопеда и воспитателей. Такая тетрадь заполняется ежедневно. В ней указывается: дата, фамилии и имена детей, с которыми планируется индивидуальная работа и отметка о проведении индивидуального занятия. Как показал опыт работы, данную тетрадь лучше оформлять в виде таблицы. Это помогает наглядно увидеть, как каждый ребенок усваивает предложенный ему материал. Кроме того, в группу логопед передает заполненные тетради тех детей, с которыми занималась утром. Занимаясь, с ребенком по тетради воспитатель обязан помнить, что не должен пропускать ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка.
Известно, что главной целью в работе логопеда и воспитателя является овладение дошкольником с ОНР связной грамматически правильной речью. Работа по формированию связной речи идет на фронтальных занятиях, которые проводит логопед и на занятиях по развитию речи, которые проводит воспитатель. В логопедических группах занятия по развитию речи проходят по особой системе, отличной от массовой. Сюда входит: проведение занятий в рамках лексических тем; максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом; уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в массовых группах.
Как показал опыт работы занятия по развитию речи лучше проводить в рамках двух-четырех лексических тем. К примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть темы: «Части тела», «Умывальные принадлежности», «Игрушки». Такая концентрация внимания на двух-трех темах позволяет логопеду и воспитателю :
- детально проработать каждую тему, то есть дать детям большее количество новых для них знаний и представлений;
- значительно пополнить словарный запас;
- стойко формировать обобщающие понятия, которые даются т трудом детям с ОНР;
- активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.
Для того, чтобы избежать дублирования, в совместной работе логопеда и воспитателя и достичь максимального обучающего эффекта, важно разграничить их функции. В частности, коррекцией звукопроизношения целиком занимается логопед. Он также решает вопросы обучения грамоте, так как дети с ОНР нуждаются в специальной системе, отличной от массовой. Тоже самое можно сказать и о формировании лексико-грамматических средств языка и развитии связной речи.
Необходимо выделить основные задачи, которые необходимо решать, при совместной работе, на занятиях по развитию речи.
Одной из основных задач является, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Казалось бы реализацией этой задачи должен заниматься логопед. Однако для решения этой задачи воспитатель имеет даже лучшие условия, чем логопед. Воспитатель в процессе большинства режимных моментов может уточнять, пополнять и активизировать словарный запас детей. Это может происходить в раздевалке, спальне, на улице, в разное время дня и в разной обстановке.
При этом важно учитывать, что у детей с ОНР снижены познавательные процессы, поэтому в совместной работе логопеду и воспитателю необходимо придавать словесным упражнениям дух соревновательности, чтобы вызвать интерес к ним. Для этого воспитателям рекомендуется задавать такие вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит на вопрос?» и т. п. Например: в умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: «Кто больше скажет слов о том, какое мыло? Что им можно мыть?».
Следующей задачей является, закрепление грамматических категорий, изученных на занятиях логопеда, а также систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Основную работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед, а вот игры на закрепление изученных на логопедических занятиях грамматических категорий рекомендуется воспитателям включать второй частью своих занятий по развитию речи. Например: такие игры: «Про что из одежды скажем: мой, моя?» (на уточнение согласования местоимений и существительных, «Какие бывают супы?» (на закрепления относительных прилагательных).
Также воспитатель должен внимательно следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка, так как это может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, отрицательное отношение к обучению в целом.
Совместная работа логопеда и воспитателя также необходима при развитии у детей артикуляционной и пальцевой моторики, тесно связанных с речевой функцией. Развитие артикуляционной моторики воспитатель проводит вслед за аналогичной работой логопеда. Как показал, совместный опыт работы артикуляционную гимнастику необходимо проводить с самого начала обучения в течение полутора-двух месяцев ежедневно, по три-пять минут, перед сном, обедом или ужином.
Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики необходимо направлять собирать мозаику, пазлы, работать с конструктором и т. п.
Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя - это работа с родителями. Работу с родителями можно проводить в различных формах. Это оформление стендов для родителей, где содержится полезная для них информация, проведение собраний, открытых занятий консультаций. Как показывает опыт, полезно объединять показ занятий с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что только благодаря тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя можно исправить такой сложный дефект, как общее недоразвитие речи и подготовить ребенка к обучению в школе.
Литература:
1. «Учим говорить правильно». Т. А. Ткаченко. Москва «Издательство Гном и Д», 2002.
2. «Дети с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва «Гном-Пресс», 1999.
3. «Дневник воспитателя логопедической группы». Т. А. Ткаченко. Москва «Издательство Гном и Д», 2002.
4. «Коррекционно-педагогическа работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями в речи», Ю. Ф. Гаркуша, Москва-1999.