Ольга Отпущенникова
Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны. Нужно каждому человеку понять, как он связан с природой и как люди зависят от неё.
Публикация «Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Из опыта мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому свою работу я направила на воспитание экологической культуры у родителей, старалась включать их в процесс экологического воспитания наших детей. Познакомила их с темой и задачами по экологическому воспитанию детей. Объяснила, что такие занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его интеллекта.
С родителями проводила беседы, из которых узнавала, какие дома есть комнатные растения, животные, что растет на дачных участках, куда дети ездят в отпуск. С целью сотрудничества и достижения полного взаимопонимания с родителями в вопросах экологического воспитания предложила заполнить анкету «Воспитание любви к природе в семье». Разработала серию консультаций, посвященных экологической культуре, об охране природы: «Уголок живой природы», «Прогулки в природу», «Учите детей быть наблюдательными», «Любовь к живому», «По дороге домой», «Лесные звери готовятся к зиме», «Зимующие птицы», «Домашние животные» и др.
Совместный труд взрослого и ребёнка – один из наиболее действенных приёмов воспитания у детей положительного отношения к труду. Дети перенимают не только трудовые умения и навыки, но и отношение взрослого к делу. Впервые встречаются с правилами (любое дело должно быть доведено до конца; любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно и т. д.); узнают пословицы и поговорки о труде (труд человека кормит, а лень портит; кто любит трудиться, тому на месте не сидится; скучен день до вечера, коли делать нечего; полениться и хлеба лишиться; терпение и труд всё перетрут и т. д.)
В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Систематическая работа в огороде и уголке природы повышает интерес детей к растениям, прививает любовь и бережное отношение к объектам природы. У детей воспитывается взаимопомощь, трудолюбие и уважение к труду. Дети нашей группы с удовольствием ухаживают за комнатными растениями (поливают, моют, опрыскивают, рыхлят землю, убирают сухие листья). А весной с удовольствием принимают участие в пересадке растений. Ежегодно в «огороде на окне» мы выращиваем лук, горох, укроп, помидоры, подготавливаем рассаду цветов для клумб. Родители принимают активное участие в нашей работе. Приносят лук, высеивают семена для рассады дома, а потом делятся с нами. Летом на огороде дети сажают картошку, лук. Пропалывают и поливают клубнику, черемшу. Осенью с удовольствием убирают урожай.
В. А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми – значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь.
Чтобы спасти птиц от голода и гибели зимой, нужна помощь. По нашей просьбе наши папы вместе с детьми смастерили кормушки для птиц. Дети приносят из дома хлебные крошки, семечки, крупу и насыпают в кормушку. Мы участвовали в акции «Кормушка для птиц» в рамках экологического фестиваля «Нам здесь жить», заняли 3 место среди детских садов города Кировска. В рамках нашего детского сада принимали участие в конкурсе «Книга своими руками». На страницах которой поместили совместные рисунки детей и их родителей, рассказы детей о домашних животных, о том, как ребята заботятся о своих питомцах. Внимательная забота о животных самого ребенка и сочувствие других обязательно приводят к тому, что в сердце малыша просыпаются тепло и жалость к беззащитному существу.
В процессе ухода за домашними животными и растениями у детей воспитывают гуманные чувства, доброе, заботливое отношение к живым существам. Этот труд наглядно выступает для ребенка как жизненно необходимый, малыш видит его результаты. Уход за животными, общение с живыми забавными существами доставляет детям много радости.
В рамках тематических недель для закрепления знаний у детей предлагала родителям вместе с детьми нарисовать любимое комнатное растение, любимое животное, время года, изготовить поделку из природного материала и т. п. После оформляла выставку работ.
Родители участвовали в озеленении территории детского сада и ее благоустройстве в зимний период. Делились своим опытом экологического и трудового воспитания детей дома на родительском собрании по теме : «Экологическое воспитание дошкольников». Виды труда детей и их результаты они могли видеть на фотовыставках, открытых занятиях и непосредственно на огороде.
Радует, что родители с пониманием относятся к нашей работе, стараются помочь, а это всегда дает положительный результат в воспитании детей.
В результате проведенной работы у детей расширяются представления о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду, сознательное, ответственное отношение к нему. Дети с готовностью участвуют в практических делах по улучшению природной среды, у них формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в воспитании действенного отношения к окружающему миру.