Наталья Подставкина
Из опыта работы учителя-логопеда «Работа над темпом»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. Тема: «Работа над темпом». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.
В работе над темпом добиваюсь нескольких задач:
1. Учу двигаться в заданном темпе.
2. Чередовать движения в соответствии с темпом.
3. Сочетать движения с проговариванием в данном темпе.
При выработке умения говорить в заданном темпе я учу детей подражать на основе слухового восприятия.
Публикация «Из опыта работы учителя-логопеда „Работа над темпом“» размещена в разделах
Характерной особенностью произношения детей логопатов является замедленный или убыстрённый темп речи.
Поэтому моя задача сформировать нормальный темп речи.
Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь, благотворно сказывается на координации общих движений.
Начинаю работу с того, что учу детей сочетать произношение с двигательными упражнениями. На пример:
Игра «Постучим в дверь»
Беру игрушки зайца и медведя. Обращаю внимание на то, что зайчик шустрый, быстрый, а медведь медлительный. Так и стучат в дверь. Зайчик быстро: тук-тук-тук. А медведь медленно: тук-тук-тук.
Игра «Наши ноги шагают по дороге»
Большие ноги шли по дороге:
ТОП – ТОП – ТОП
Маленькие ножки бежали по дорожке:
ТОП – ТОП – ТОП – ТОП – ТОП.
Беру разные слоги и сочетаю их с разными движениями, например, слоги: ба-ба-ба, и трясти руками перед собой, или, ТУ-ТУ-ТУ, делать отталкивающие движения руками. Или выполнять движения «ловля мяча». Говорим быстро или протягиваем руки вперё д: на-на-на, медленно.
Так же использую игру на музыкальных инструментах. На пример:
1. Дети ходят по группе по кругу, друг за другом, а я размеренно стучу в барабан, дети не спеша идут по кругу в такт ударов барабана.
2. Стучу быстрее – дети убыстряют ходьбу по кругу, в такт ударов.
3. Стучу быстро – дети бегут по кругу.
4. Сильно ударяю в барабан – дети останавливаются на месте.
Игра «Лошадки»
П- скачут лошадки быстро.
Д- ладошками отбивают ритм по коленкам быстро.
П- скачут лошадки медленно.
П- лошадки цокают копытам быстро.
Д- цокают языками быстро.
П- лошадки цокают копытами медленно.
Д- цокают языками медленно.
Когда дети хорошо научатся менять по условному сигналу темп, учу сочетать темп с проговариванием текста.
«Карусель»
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели
А потом – потом – потом
Всё бегом – бегом – бегом.
«Дождик»
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей
Дождик тише, тише, тише
Дети прячутся под крышу.
Учу произносить ряды слогов с изменё нным гласным с постепенным убыстрением:
Па по пу пи пэ пы.
Учу произносить ряды слогов с изменё нным согласным:
Па та па та па та.
При этом изменяю виды работы, учу говорить и двигаться в быстром и медленном темпе, или, постепенно замедляя, или, увеличивая темп.
Говорить быстро и медленно у детей получается легче. А вот постепенное усиление или замедление темпа получается только под моим руководством. Дети не могут самостоятельно корректировать плавность. У них получается рывками.
Учу проговаривать сопряжено стихи и двигаться, при этом, в такт словам.
Сочетаю такие виды работы как работа над темпом и силой голоса. Учу детей произносить текст с нарастанием темпа и громкости, и постепенным уменьшением темпа и громкости.
Побежали, побежали (быстро и громко)
Шагом, шагом (тихо и медленно) –
Чередовать несколько раз.
Капля – раз, капля – два
Капли медленно сперва
Кап – кап – кап – кап (медленно)
Стали капли поспевать
Капля каплю догонять
Кап – кап – кап – кап
(постепенно убыстряя темп).
Такие виды работы как темп и ритм неразрывно связаны.
Учу детей читать стихи, говорить фразы и слова с соблюдением ритмической структуры стихотворения.
На пример:
А – ты – баты – шли солдаты
А – ты – баты – на базар
А – ты – баты – что купили
А – ты – баты – самовар.
Дети стоят парами напротив друг друга. На каждом слове - прихлопывают в ладоши в заданном ритме. При этом, всё стихотворение читается в каком-нибудь одном заданном темпе – медленно – средне – быстро, повторяя строки:
Я иду, иду, иду
Я пою, пою, пою
Я бегу, бегу, бегу
Я пою, пою, пою.
Дети, взявшись за руки, бегут по кругу, то в медленном, то в быстром темпе.
Эти упражнения необходимы, для того, чтобы на основе двигательных упражнений, или, с помощью музыки, работать над темпом речи.
Умение чувствовать темп помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
Упражнения на согласование темпа движения со словами
Упражнение.
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес отправимся гулять. 2 раза
Дети идут обычным шагом
По извилистым тропинкам
Потиxоньку мы пойдем.
Идут «змейкой»
Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем.
Дети танцуют
На носочки дети встали, по
Дорожкам побежали 2 раза
Бегут на носкаx
И на каблучкаx пойдем,
Через лужи перейдем.
Xодят на пяткаx
Отдоxнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.