Исмаилова Наталья
Организация работы семейного клуба «Общение» в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы семейного клуба в ДОУ (из опыта работы)
учитель – дефектолог:
Н. В. Исмаилова.
На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи.
Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.
Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
Публикация «Организация работы семейного клуба „Общение“ в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Семейный клуб.
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
Повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба «Общение» в ДОУ.
Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, имеет практическую направленность.
В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, воспитатели, учителя – дефектологи, учителя – логопеды, музыкальный руководитель, психолог, а также родители или законные представители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. Было разработано положение о создании клуба и вся необходимая документация, подобрана литература:
1. Л. Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». Москва, 1990
2. Л. Ф. Островская «Педагогические знания родителям».
Просвещение, 1990 г.
3. Л. И. Коплан «Посеешь привычку – пожнешь характер». Москва: Просвещение 1980г.
4. Н. С. Жукова; Е. М. Мастюкова «Если ваш ребенок отстает в развитии» М., 1993г.
5. Н. Н. Посысоев; И. А. Можаровская; Л. Г. Жедунова; Е. Н. Юрасова
«Основы психологии семьи и семейного консультирования». ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
6. А. Р. Маллер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» М., 2002.
7. Р. В. Овчарова «Психологическое сопровождение родительства» и другие источники. Москва 2003г.
Родительский клуб «Общение» имеет
ЦЕЛЬ:
Повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
- Создание воспитывающей среды,
- Обеспечение единства требований детского сада и семьи.
ПРИНЦИПЫ:
- Полное взаимопонимание и согласованность действий;
- Постоянный контакт с родителями;
- Опора на положительные черты в каждом ребенке.
• Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны для улучшения отношений между родителями и детьми.
• Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно.
• Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности.
• В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнерами.
• Необходимо отметить, что положительным моментом каждого заседания клуба «Общение» является доброжелательная обстановка, чувство взаимопомощи и сотрудничества, желание вместе с детьми не просто играть, но и развивать их.
• Специфика организации совместной деятельности способствует решению многих задач, связанных с подготовкой ребёнка к школе.
Перспективный план работы семейного клуба «Общение» составляется вначале учебного года с учетом пожеланий родителей и годовых задач дошкольного учреждения. На учебный год планируется одно занятие в квартал. Родители принимают участие в заседаниях клуба исключительно по желанию. Перед началом каждого занятия в клубе проводится игра всех присутствующих в кругу, которая помогает всем раскрепощеннее почувствовать себя, настроиться на продуктивный лад. После каждого проведенного занятия подводятся выводы, принимается к сведению каждое мнение присутствующих на заседании клуба.
На протяжении многих лет ведется мониторинг посещения родителями занятий клуба «Общение».
Мониторинг посещения занятий клуба "Общение" родителями
МБДОУ № 7 за 2009 - 2015 учебный год
учебный год 2009-
2010 2010-2011 2011-
2012 2012 -2013 2013-2014 2014-2015 2015-
2016
Начало 3 7 6 7 7 7 8
Середина 5 9 8 11 6 6
Конец 9 10 11 8 8 5
Такая работа, которая проводится в рамках клуба "Общение" несет практическую направленность и помощь всем родителям, посещающим занятия в клубе. Это изготовление своими руками различных игр, под руководством педагогов, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребят по заявленной теме. Родителями вместе с воспитанниками изготавливали игры, например, типа: «Математическое лото»; настольный театр по выбранной родителями вместе с детьми определенной сказки, игры по развитию речи: «У кого кто?», «Чей малыш»; по формированию сенсорных навыков у воспитанников и мышлению «Так бывает или нет» и др.). Изготовив игры родители играют и развивают своих детей в домашних условиях.
Совместные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.
Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ребенку подготовиться к школе и освоить все этапы развития и подготовки ребенка к школьному обучению вместе с педагогами. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.
Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.