Елена Воробьёва
Специфика работы учителя-логопеда (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования (слайд 1)
(слайд 2)
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ, признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.
Публикация «Специфика работы учителя-логопеда (из опыта работы)» размещена в разделах
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья.
(слайд 3) По результатам ежегодной логопедической диагностики детей дошкольного возраста, проводимой учителем – логопедом МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка – д/с №1», 110детей имеют различные нарушения речи (данные сентябрь 2015г., в то время как в 2014 году таких детей было 91. Количество детей нуждающихся в логопедической помощи возрастает с каждым годом. Это мы видим в сравнительной таблице.
Учебный год Количество детей нуждающихся в логопедической помощи
2009 - 2010 34
2010 - 2011 41
2011 – 2012 41
2012 - 2013 41
2013 – 2014 57
2014 – 2015 91
2015 – 2016 110
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.
(слайд 4) Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
(слайд 5)Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-ло-гопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребёнка и его потенциальных возможностей.
Наряду с этим, особенно важно получение информации от специалистов ДОУ, характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка. Тесный контакт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в реализации принципов и технологий психолого-педагогического сопровождения, применения обучающих и развивающих про-грамм, предназначенных как для обычных, так и для «особых» детей.
(слайд 6)Результатами тесного контакта между специалистами может быть появление следующих моментов:
выделение положительных особенностей ребёнка;
определение методов взаимодействия с ребёнком;
выявление ближайших перспектив развития детей;
фиксация навыков, приобретенных детьми за конкретный период;
соотношение поставленных целей с результатами достижений.
Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-об-разовательного процесса.
(слайд 7) Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей
В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят :
• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
• оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
• компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.
Педагогические технологии:
Образовательная технология Способы реализации
Диалогового обучения Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Информационно - компьютерного обучения Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Опережающего обучения Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Игрового обучения Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.
Здоровьесберегающие технологии Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», пружинные и шариковые массажеры и т. д.
(слайд 8) В своё й педагогической деятельности придерживаюсь: «К каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции что он может, не смотря на имеющиеся у него нарушения».
(слайд 9)