Ольга Мироненко
Из опыта работы «Чтение познавательной природоведческой литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – время познания ребёнком окружающего мира, время формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности; время - когда мы можем ему помочь понять реальную жизнь, читая познавательную природоведческую литературу. Малыш познаёт мир через общение с матерью, с близкими людьми: при рассматривание книг и слушании интересной сказки или рассказа. Первые его книги: «Кто это?», «Сорока – белобока», «Курочка Ряба» и многие другие. В детстве ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественные произведения; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникнет. Она зависит от того, что читают, как часто, и каким образом. Рассказы и сказки должны быть понятны юному слушателю, интересны и увлекательны. Слушая и воспринимая книгу, ребёнок, учиться думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У него развивается память, мышление, внимание, воображение. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка, а мы воспитатели помогаем малышу закрепить полученные знания ведя наблюдения и рассматривания в повседневной жизни.
Публикация «Из опыта работы „Чтение познавательной природоведческой литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Одним из первых писателей-природоведов для детей есть Виталий Валентинович Бианка. Виталий Бианка – писатель, который писал научно-художественные книги для малышей.
Прочитали детям сказку Виталия Валентиновича «Как Муравьишка домой спешил», узнали, что унесённому ветром в лес муравью помогли попасть домой, вовремя, до захода солнца: майский жук, гусеница, водомер и кузнечик. В сказке муравей думает, чувствует, переживает, как человек. Мы узнали, как передвигается гусеница, переставляет свои мохнатые ножки паучок, прыгает кузнечик и т. д. Мы на своём участке увидели его, рассмотрели его ажурную паутинку, и нам даже удалось быть свидетелями как он ловко развешивает свою паутинку и умело ловит свою добычу. Дети ответили на все заданные вопросы по этой сказке, рассмотрели картинки к сказке, побеседовали о прочитанном и пришли к выводу, что жить одному без друзей в этом мире трудно, одиноко и опасно. Как – то раз, выйдя на прогулку, мы вместе с детьми наблюдали за снующими муравьями: то они тянут, казалось бы, непосильную соломинку, то несут опавшие цветы с деревьев на своих хрупких телах, то хотят затащить себе в кладовую, обездвиженное тело шмеля. У нас нет на участке муравейника, но это не мешает детям с любопытством наблюдать за работой этих насекомых в других местах на территории детского сада. Мы часто проводим наблюдения за солдатиками, которые греются на стволе липы. Ребятам это нравится и интересно. Иногда мне кажется, что когда дети наблюдают за живыми существами, то они даже перестают двигаться и дышать, как бы замирают.
Через несколько дней на своём участке мы были свидетелями, как большая красивая гусеница шёлкового шелкопряда вольяжно передвигалась по машине. Она была нежно-зеленого цвета с мелкими голубыми цветами по всему её телу, а из этих цветов торчали очень длинные и плотные ворсинки, на её присосках как бы были надеты коричневые сапожки. Ребята впервые увидели такую красоту, у них горели глаза и были восторженные лица. Сказка В. В. Бианки «Первая охота» показывает детям способности животных к маскировке от таких охотников, как щенок-малыш. Показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают, четвёртые – отбрасывают хвост, за который их поймали. Мы учим наших детей, чтобы они по-своему незнанию и неопытности не причинили вреда этим беззащитным существам, а бережно, осторожно и с любовью относились ко всем живым объектам.
Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всем ее многообразии.
Главный герой произведений Пришвина - умный и любознательный человек, относящийся к природе любовно и бережно.
Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными. Рассказы Чарушина производят тем более сильное впечатление, что он сам их иллюстрирует.
Тема произведений Н. Сладкова - жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа
Иногда мы перед чтением какого-либо произведения рассматриваем объект сначала в природе, а потом уже опираясь на какие-то уже полученные знания, читаем рассказ или стихотворение. Так мы ранней весной, когда появляются первые кустики мать – и - мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. П. Павловой «Ранняя весна».
Ранней осенью мы стараемся доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой, и поможет нам в этом не только непосредственное осязание красот осени, но и стихи: «Листопад» - И. А. Бунина; Зимой мы любуемся красотой зимней природы, и учим стихи наших замечательных поэтов, писателей: «Зима» - К. Д. Ушинского; В. В. Бианки «Книга зимы» и т. д.
Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она даёт маленькому слушателю, не только знания о природе, но и воспитывает в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла. Она учит сопереживать, радоваться, сострадать, постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем. До определённого возраста дети воспринимают содержание книги как реальную жизнь, откликаясь на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг.
Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.
Хочется, чтобы наши дети выросли добрыми, чуткими и внимательными, нежными и заботливыми, с большим горячим сердцем;
чтобы любили свою семью, свой родной край, свою любимую Родину. Помогут нам воспитать такими наших детей замечательные русские детские писатели: В. В. Бианка, Е. И. Чарушин, Н. И. Сладков, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Осеева, Н. Н. Носов и многие, многие другие.
У нас в группе есть:
- наборы предметных картинок;
- наборы сюжетных картин;
- наборы картинок животных всех климатических зон;
- фотографии диких животных;
- наборы диких животных;
- набор насекомых;
- коллекция насекомых наших мест;
- вырезки из журналов о временах года;
- сюжеты из знакомых сказок и т. д.