Таисия Козловцева
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Алёнка» Курского муниципального района Ставропольского края
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы
Воспитатель МДОУ№18 Козловцева Т. Н.
Публикация «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть
одним из самых основных элементов»
А. С. Макаренко.
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.
В самообслуживании (умывание, одевание и т. д, широко использую потешки. Это большую роль играет в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети, приговаривая потешки про водичку, например: «Водичка, водичка», «Чистая водичка», «Ой лады, лады», «Из колодца принесла Курочка водицы, и ребята всей гурьбой побежали мыться». Они учатся аккуратности, правильному и бережному пользованию водой и мылом. Например, читая стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», побуждаю следить за своей опрятностью. При расчесывании волос. Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
В хозяйственно – бытовом труде, когда купаем кукол, использую потешку «Теплую водичку льем на нашу птичку. При поливе цветов, использую потешку: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т. д.
А при чтении р. н. с «Репка», «Теремок» у детей воспитываю трудовой коллективизм. Слушая выразительные народные прибаутки, ребёнок сталкивается с мотивом трудовой деятельности. Например: «Сорока-сорока». Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой методикой звучания, огромными возможностями для трудового воспитания. А сказка «Колосок» приводит к пословице «Кто не работает, тот не ест».
При организации наблюдений за трудом взрослых каждый раз продумываю приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, в процессе беседы использую стихи Б. Заходера:
«Шофер» «Сапожник»
Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,
Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги.
Нажимаю на педаль - Забивай покрепче гвозди
И машина мчится вдаль! мы пойдем сегодня в гости!
Дети быстро запоминают эти стихи. Читая произведение, К. Чуковского «Айболит» малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей. В своей работе с детьми использую только те пословицы, терминология которых понятна ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
.