Екатерина Юрьевна Бажанова
«Черное и белое». Дидактическая игра с персонажами сказок на на развитие диалектического мышления, ТРИЗ — педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу сегодня с вами поделиться своей находкой – это дидактическая игра
«Добрая Баба Яга и непослушная Русалочка или черное и белое»
ТРИЗ – педагогика.
Это игра на развитие диалектического мышления. Она поможет ребятам
- видеть мир, предметы, события, явления природы, людей, глубже, с разных сторон;
- научит видеть «хорошее» в «плохом» и находить негативные моменты в «хорошем»;
- игра развивает познавательный интерес;
- внимательность;
- критическое мышление;
- умение анализировать, задавать вопросы.
Приобретенные с помощью игры навыки помогут:
- легче решать спорные вопросы, конфликты или даже избегать их;
- находить друзей;
- развить позитивное мышление;
- быстрее побороть злость, огорчение;
- развить осторожность и аккуратность.
КАК ИГРАТЬ?
1. Положите перед ребенком 2 карточки: белую и черную. Объясните правила игры: «Сейчас я покажу тебе картинки с героями сказок. Постарайся угадать, кто это. Картинки с плохими героями будем складывать на черную карточку, а с хорошими – на белую». Мнение ребенка может не совпадать с вашим мнением или общепризнанным. Не переубеждайте малыша, пусть выразит свое мнение.
2. Показывайте картинки ребенку по одной. Попросите назвать персонажа, сказать, он «плохой» или «хороший» и почему. Раскладывайте картинки на 2 стопки. Если ребенок не знает персонажа, можно просто узнать: «Как ты думаешь, это плохой или хороший герой? Почему?»
3. Возьмите картинки, которые лежали на белой карточке, «хороших» героев и объясните ребенку: «Это хорошие персонажи, но во всем хорошем может быть немного плохого. Давай подумаем, какие недостатки (что плохого) есть у…». Если ребенок затрудняется, покажите пример: «Вот я думаю, что …». (Например, у Русалочки есть недостаток – она убегала от родителей, от этого они огорчались и плакали).
4. После возьмите картинки, которые лежали на черной карточке, «плохих» героев и объясните ребенку: «Это плохие персонажи, но во всем плохом можно попробовать найти что-то хорошее. Давай постараемся найти что-то хорошее у …». Если ребенок затрудняется, покажите пример: «Вот я думаю, что …». (Например, Змей Горыныч легко разведет костер без спичек, с помощью трех голов он может наблюдать за многими вещами. Если подружится со Змеем Горынычем, с ним можно ходить в лес, в поход – он и разведет костер, и заметит грибы и ягоды, и защитит от опасности).
Игра состоит из двух карточек: черной и белой, и пятидесяти двух картинок героев детских сказок и мультфильмов, как отечественных, так и зарубежных.
Игра предназначена для индивидуальной работы, но по мере усвоения, дети могут играть в данную игру самостоятельно, придумывать свои истории о героях, рассказывать сказки на новый лад.
Основываясь на своём опыте, скажу, что дети очень любят эту игру. Часто берут её для своих самостоятельных игр. Так как в игре 52 картинки, дети их с удовольствием рассматривают, описывают, придумывают разные истории. Увидев, что дети испытывают к игре такой интерес, я решила обыграть её по – новому: добавила несколько вариантов игры на развитие грамматического строя речи.
Правильное использование в речи существительных единственного и множественного числа и имён собственных в родительном падеже:
1 вариант. «Кого не стало?». На столе выкладывается несколько карточек с героями, детям даётся время, чтобы их запомнить. Затем, дети закрывают глаза, одна или несколько карточек убирают и предлагают ребятам отгадать, кого не стало на столе (не стало Мальвины, не стало мышей, не стало лягушки и т. д.).
2 вариант. «У меня на картинке». Дети встают в круг или садятся вокруг стола. Каждый ребёнок вытягивает карточку. Затем выстраивается словесная цепочка. Первым может начать воспитатель: на моей картинке – Незнайка, следующий по кругу, говорит: на моей картинке нет Незнайки, но на моей картинке есть русалочка, следующий говорит: на моей картинке нет русалочки, но на моей картинке есть заяц и т. д.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3 вариант. По сути, это тот же второй вариант игры, но немного усложнённый. Дети сидят или стоят по кругу, в руках по одной карточке. Но теперь они называют не только героя, но и какую – то его отличительную черту, предмет одежды, обувь или характерный атрибут. Выстраивается следующая цепочка: у Мальвины есть голубые волосы – у Буратино нет голубых волос, но у Буратино есть длинный нос – у Снежной Королевы нет длинного носа, но у неё есть белая шуба – у золотой рыбки нет белой шубы, но у неё есть золотая корона и т. д.
Вот такие интересные варианты игры предложила я своим ребятам, но, думаю, если приложить фантазию, то вариантов может быть намного больше. Предлагаю и вам взять эту игру на заметку и использовать в работе. Игра рекомендуется с пяти лет. Фантазируйте! Обучайте детей с интересом и с радостью!