Наталья Бартновская
Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Общественное значение детской литературы трудно переоценить. Она признается во всех цивилизованных странах необходимой областью духовной и материальной культуры, средством образования и социализации личности ребенка.
Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию, потребность в читательской деятельности.
Приобщение дошкольников к книге происходит по возможности ежедневно.
В выборе темы надо придерживаться принципа чередования жанров и проблематики.
Публикация «Консультация для воспитателей „Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа о прочитанном. Поскольку полноценность восприятия связана с целостностью, воспитатель обговаривает с детьми восприятие всех константных компонентов произведения. В любом тексте присутствуют 7-8 компонентов: тема, проблема, сюжет, образы, идейный смысл, жанр, композиция, язык.
Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы.
Не стоит увлекаться многовопросием, ставьте вопросы по самым ярким компонентам содержания и формы.
Привлекайте детей к самостоятельной постановке вопросов к тексту.
В старших дошкольных группах следует обучать заучиванию отдельных частей прозы и стихов.
Для этого необходимо: многократное перечитывание текста, чтобы не осталось ни одного непонятного слова, чтобы возникшие представления были всесторонними и глубоко прочувствованными – это способствует выразительному чтению.
В подготовительной группе полезно проводить разучивание стихов по плакату, на котором текст записан обычным шрифтом и рисунками с подсказками.
Способствует заучиванию и выразительному чтению использование фонотеки, видеозаписи и других техничеких средств.
Нельзя от детей требовать выразительности, но научить повышать и понижать голос, выделять голосом главные по смыслу слова, делать паузы можно и нужно.
Следует организовать творческие виды читательской деятельности детей. К ним относится графическое и словесное рисование, сочинительство, театрализация произведения, самостоятельное изготовление книг-самоделок с любимыми произведениями.
Самое распространенное упражнение дошкольника в работе с детской книгой – это ее рассматривание по правилам:
- изучение обложки;
- считывание информации с вводных листов;
- постраничное рассматривание;
- предвосхищение содержания;
- подведение итогов узнавания книги.
В структуру образовательной деятельности необходимо включать 4 части.
В первой части проводятся два основных вида работы:
- беседа, готовящая к восприятию произведения и выясняющая представления по теме чтения;
- предвосхищение содержания текста, который предстоит слушать.
Во 2 части дошкольники слушают выразительное чтение или рассказывание воспитателя.
В 3 части наступает этап проверки первичного восприятия произведения. Выявляются возникшие образы, перечитываются отдельные места. На этом этапе применяется и комментируемое чтение.
В 4 части проводится коллективное рассматривание книги.
В процессе организации слушания литературы, рассматривания иллюстраций и репродукций картин, прослушивания музыкальных произведений, проведения бесед с детьми, педагог способствует углублению восприятия дошкольниками литературного произведения в единстве его содержания и формы.