Приложение МААМ

Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы)

оксана маслюкова
Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы)

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг.

Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит непростая задача выбрать те методы и формы организации работы с детьми, которые максимально соответствуют цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании должны быть направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, а также ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Публикация «Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

Свою работу планирую в соответствии с комплексно-тематическим планированием, учитывая интеграцию областей, САНПИН.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Игровая деятельность помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она в полной мере помогает решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.

Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Она помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем. Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте.

В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые и более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. Недоразвитие игры в период раннего детства, по мнению многих ведущих психологов Д. Б. Эльконина и других, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред.

Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Именно, поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучить его счету, письму, чтению. Это в корне неправильно, т. к. большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе. И, к сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре (достаточно часто многие родители и сами не умеют играть). Родителям некогда играть, они слишком заняты на работе и по дому.

Сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно, предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остаётся мало времени.

Исходя из вышесказанного решила выбрать тему самообразования: «Развитие познавательной активности дошкольников в игровой деятельности».

Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи.

Цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через игровую совместную деятельность педагога, родителей.

Основные задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

1. Обогащать и расширять представления воспитанников об окружающем мире.

2. Формировать познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность в игровой деятельности.

3. Изучить и внедрить в практику работы развивающие технологии по познавательному развитию дошкольников.

4. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

В группу пришли дети «домашние», которым предстояло пройти период адаптации. Это очень сложный период. Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга, с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада явилась первым детским обществом, где они должны приобрести первоначальные навыки коллективных отношений.

Первое, что пришлось мне сделать, это подобрать игры, чтобы ребёнок захотел принять участие в них, легко «вжился» в новый коллектив. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми я вовлекала их в игровую деятельность, совмещала две роли – участника и организатора. Давала возможность детям проявить, выразить себя. Использовала индивидуальный подход к ребёнку, положительно-эмоциональное отношение. Информировала родителей о протекании адаптации. Проводила игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, подвижные, хороводные, игры с песком, с крупой, массаж и самомассаж, дыхательные игры и артикуляционные, игры –релаксации, дидактические игры и сюжетно-ролевые, театрализованные игры, строительно-конструктивные. В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Проделанная работа принесла свои положительные результаты. Дети с желанием подражали взрослому и активно участвовали в игровой деятельности, в процессе занятия. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали кукла Катя,Матрёшка, весёлый Клоун, Мишка. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.

В группе были созданы комфортные условия для работы с детьми. Развивающая среда богата. Игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. В группе имеются такие игровые зоны, как: парикмахерская, кухня, больница, уголок ПДД, уголок изобразительного искусства, уголок книги, театральный, спортивный, познавательный. Все игровые зоны иллюстрированы. Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.

В учебной зоне был собран богатый материал по всем разделам программы. Развивающая среда в группе обновляется и пополняется. Все это способствует развитию умственных способностей детей, формируются память, внимание, мышление, речь, аккуратность, развивает мелкую моторику.

Содержание образовательного процесса:

Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Игры использую на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Для формирования математических представлений у детей, знакомя их с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка», «три медведя» и т. д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Мною была изготовлена математическая доска. Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. (Игры Воскобовича). Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов», например: я говорю детям: «Круг» - дети называют предмет, похожий на круг: «Руль»; квадрат - картина; овал - яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя ( например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Путешественник» (магнитная игра). Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольник, кругов», «Что изменилось». Часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала даю простые задания, затем усложняю.

В практической деятельности с детьми основным условием развития познавательной активности дошкольников является включение их в игровую деятельность :

Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей осуществляю на основе включения игровой деятельности во все сферы жизнедеятельности дошкольников.

Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь совершить ошибку. Для стимулирования познавательной активности использую приемы сомнения, размышления («А может ли такое быть?», «Возможно ли это?», «Было как-то иначе?», «А могло ли быть иначе?», «Как ты думаешь, что будет потом?», «Что могло случиться?»).

Использую такие игровые формы : игры- эксперименты, игры – путешествия, поисковые ситуации и ситуативные задачи. Детям группы для решения противоречий предлагаю следующие задачи: «Сделай заранее», «Преобразовать вред в пользу», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Хорошо — плохо», «Решение противоречий», «Сказки по — новому», «Преобразование красок», «Веселые человечки», «Дорисуй», «Придумай костюм для героя сказки».

Для развития познавательной активности использую разнообразные развивающие игры и упражнения, в частности игры Б. П. Никитина, «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, содержащие чрезвычайно широкий спектр задач, как по сложности, так и по разнообразию. Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша разнообразило процесс развития познавательной активности детей моей группы и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия, отстаивать своё мнение, становятся инициативны и самостоятельны в получении новых знаний.

Познавательные способности развиваются с помощью художественной речевой деятельности, что является одним из путей совершенствования детской речи. Дети с увлечением разыгрывают сказки с заместителями (геометрическими фигурками) (Гавриш Н. В.). Речевую творческую деятельность организую с опорой на иллюстрации или схематические рисунки, применяю метод эйдетики, при составлении рассказов, описаний, придумывании сказок, загадок, при заучивании стихов, чистоговорок, потешек т. д.

Особенности образовательного процесса ориентированы на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятия не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками, играми.

В течение года в группе регулярно проводятся воспитательно–образовательная и физкультурно-оздоровительная работа.

Проводятся закаливающие и профилактические мероприятия на прогулке и в группе. Ежедневно проводятся утренняя зарядка, прогулки с подвижными играми; в зимнее время – катание с горки на ледянках, метание снежков в цель. В течение осенние – зимнего периода большое значение уделяется оздоровительным мероприятиям: дыхательная гимнастика, пробуждающая гимнастика, физминутки. На полдники дети пьют богатые витаминами морсы и компоты из ягод, чай из шиповника, что способствует снижению заболеваемости.

Во время одевания (раздевания) на (с)прогулку (и) предлагаю детям сравнить ботинки и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы друг другу, назвать цвет. Определить, много ли ребят пришло в куртках, в кофтах и т. п. (классификация).

После сна, застилая постель, предлагаю определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка; расчесывая девочек, спрашиваю, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные).

Во время приё ма пищи: предлагаю детям разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом.

На прогулке: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камушки, шишки, куличики; «Найди, что назову» - искать предметы по описанию; постоянно упражняю в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы; наблюдая за транспортом обговариваем геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения; наблюдая за небом, проговариваем форму солнца, облаков; цвет и направление движения; играем в подвижные игры с математическим содержанием, активно использую пальчиковые упражнения.

Взаимодействие педагогов и детей:

Осуществляю с учетом дифференцированного подхода и включаю разнообразные формы и методы работы : групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические дни, недели творчества, дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные и народные игры, конструирование, проекты, опыты и эксперименты, выставки рисунков и поделок, создание альбомов, просмотр познавательных мультфильмов, ситуативный разговор и пр.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Провожу индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, наглядную информацию. Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи начала активно использовать инновационные формы и методы работы с семьёй : «Круглый стол» по любой теме, тематические выставки, консультации специалистов, семейные встречи, копилка «Спрашивайте, родители!», семейные проекты «Герб нашей семьи», «Мой город», «Моя Армения», «Самые лучшие впечатления о лете», «Тайна моего ребёнка», портфолио семейного успеха, секреты воспитания и пр.

Выводы:

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельности и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д. Вся проводимая воспитательно-образовательная деятельность посредством игры даёт положительные результаты. Дети усваивали информацию легче, быстрее и больше. Используя различные игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.

Начатую работу по развитию познавательной активности дошкольников считаю продолжать и использовать игровую деятельность для повышения познавательной активности.

Литература.

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6.

2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) 1969.

4. Истомина З. М. Развитие памяти : Учебно-методическое пособие М., 1978.

5. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 2006 - №8, С. 22-27.

6. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. – 4-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

7. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1985.

8. Праздников Г. А., "Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека", Ленинград, 1976 г.

9. Светлова И. Е. Тренируем память: Учебное пособие, М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с.

10. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

11. Светлова И. Е. Тренируем память: Учебное пособие, М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с.

Публикации по теме:

Рекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителямиРекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями Предлагаю вашему вниманию некоторые советы из опыта составления перспективного планирования работы по взаимодействию с родителями. " План,.

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Из опыта работы воспитателя «Продуктивная деятельность из бумаги» " Ни одно дело в мире не захватывает меня так, как воспитание детей. " Л. Н. Толстой. Из уст итальянского философа Джордано Бруно еще в.

Консультация «Аттестация дошкольного работника на присвоение первой квалификационной категории» ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу аттестовать меня в 2013 году на присвоение первой квалификационной категории по должности воспитатель ДОУ. В настоящее.

Портфолио воспитателя. Презентация опыта работы Добрый день, коллеги! Хочется поделиться своим портфолио воспитателя. Сл. 1 Начиналось оно совсем не как портфолио, а просто это был конверт.

Представление воспитателя ДОУ для защиты или подтверждения категории Представление воспитателя МБДОУ «Детский сад№13» Кашириной Светланы Олеговны Общие данные об аттестуемом Дата рождения: 08.11.1984год.

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему «Организация работы воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС» В тексте стандарта (п. 1.4) прописаны основные принципы дошкольного образования. Данные принципы воспитатели нашего дошкольного учреждения.

Фотоотчет «Как мы отметили День города Тюмени»Фотоотчет «Как мы отметили День города Тюмени» Нашему любимому городу Тюмень 29 июля исполнилось 429 лет. А теперь хочу рассказать как мои воспитанники из группы Теремок, детского сада.

Взаимодействие воспитателя с родителями по подготовке руки дошкольника к письму (из опыта работы) Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 12:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем оксана маслюкова (УИ 214007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД