Мария Кудинова
Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
Содержание индивидуального профессионального модуля:
ИПМ 1. Сведения об авторе.
ИПМ 2. Условия формирования педагогического опыта.
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
ИПМ 4. Актуальность, перспективность опыта.
ИПМ 5. Новизна.
ИПМ 6. Адресность.
ИПМ 7. Трудоемкость.
ИПМ 8. Технология.
ИПМ 9. Результативность.
ИПМ 10. Приложения.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
ИПМ 1. Сведения об авторе.
Кудинова Мария Валериевна
Дата рождения:21 августа 1986г.
Место работы : МБДОУ№142-детский сад комбинированного вида
Должность: воспитатель
Образование: диплом о среднем профессиональном образовании АК №28094223, рег. 437, выдан 30.06.2005, Виноградовский технологический колледж Мукачевского технологического института, с 16 июня 2014 г. по 5 декабря 2014 г. прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» по программе «Теория и методика дошкольного образования»
Стаж: общий трудовой:5 лет
педагогический:3 года
работы в данной образовательной организации:4 года
работы в должности :3 года
Сведения об аттестации: имею первую квалификационную категорию
ИПМ 2. Условия формирования педагогического опыта.
Я работаю в МБДОУ №142- детский сад комбинированного вида в группе общеразвивающей направленности. Наш сад с 2013 года является региональной пилотной площадкой по введению ФГОС ДО. Перед педагогами стояла задача разработки «Дорожной карты» по введению ФГОС ДО. Я входила в состав творческой группы, которая осуществляла эту деятельность под руководством заведующей ДОУ Мироновой И. А. Углублённо изучив содержание ФГОС ДО я поняла, что введение ФГОС ДО (п. 2.6) обеспечит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области. Однако, передо мной встала новая проблема: какую технологию выбрать, чтобы осуществить реализацию задач ООП МБДОУ№142. Анализируя возможные варианты, я пришла к выводу что максимально полно позволит это осуществить технология педагогического проектирования. ЕЕ использование позволяет проецировать выбранную тему на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший оббьем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями
ИПМ 4. Актуальность, перспективность опыта.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.
В ходе осуществления проектной деятельности я пришла к выводу что мои воспитанники получили возможность экспериментировать, быть активными и самостоятельными, Я занимаю позицию «рядом» с детьми, становясь организатором их деятельности. Метод проектов позволяет мне развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Это доказывает актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществляя проектную деятельность в ДОУ я создаю подготовительную ступень для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры я ввожу проблемную ситуацию, а затем осуществляю реализацию самого детского проекта. Поэтому перед мной стоят важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.
Успешное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе возможно при постоянном профессиональном самосовершенствовании педагога: повышении профессионального мастерства, творческого потенциала, умения анализировать и прогнозировать. Неотъемлемой частью в этой работе является также привлечение родителей и укрепление взаимодействия с семьями воспитанников.
ИПМ 5. Новизна.
Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это не просто дань моде, а новый, ёмкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребёнку но и взрослому.
ИПМ 6. Адресность.
Мой педагогический опыт может быть использован в практике работы воспитателей ДОУ, имеющих разный уровень педагогического мастерства, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, родителей детей дошкольников.
Предлагаемые тематические проекты для детей дошкольного возраста составлены в соответствии с ФГОС ДО. В каждом проекте представлены различные образовательные области и виды детской деятельности. В основе каждого проекта лежат различные формы работы с дошкольниками, соответствующие возрастной категории. Проект может быть воспроизведен точно в соответствии с описанием или дополнен и изменён в соответствии с замыслами педагога, он дает возможность адаптировать его под конкретную группу детей, что облегчает работу педагога.
ИПМ 7. Трудоемкость.
При формировании и обобщении данного педагогического опыта мне потребовалось :
- осуществить глубокий анализ специальной педагогической и психологической литературы по проблеме «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
- на основании анализа литературы я сумела определить свои педагогические возможности, уровень состояния методического обеспечения ДОУ, уровень развития детей, потребности и желание родителей совместно работать над проблемой
- подобрать и теоретически обосновать стимульнный материал, необходимый для осуществления работы
Условия развития современного образования, в т. ч. дошкольного, возрастающие требования к профессиональной компетенции педагога, не оставляют другого пути, как постоянно использовать в образовательном процессе новых технологий, методов и форм работы.
ИПМ 8. Технология.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.
Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:
1. Определение цели.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу, в каких источниках можно найти информацию и пр.)
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Деятельность участников проекта
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10. Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:
• Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
• Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
• Какое из занятий понравилось вам больше всего?
• Что нужно изменить в организации следующего проекта?
Подводя итоги, я продумываю, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребенка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем
Взаимодействие родителей и детей в совместной проектной деятельности
При взаимодействии взрослых и детей в проектировании, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:
Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого гарантом развития.
Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов со-творчества связано не столько со взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик, сколько со взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.
Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проектировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.
Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. Кроме этого, в процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе». Система развивающихся отношений сама по себе — и продукт, и условие творчества всех ее участников. Она создается путем сотворчества детей, родителей и педагогов, причем последние берут на себя в основном лишь роль инициаторов.
В заключении хочется отметить, что
проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
ИПМ 9. Результативность опыта.
Чтобы изучить результативность использования метода проектов мною была проведена диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, так как данный проект был разработан мною, когда я вела детей в подготовительной группе
Методика диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ №142-детский сад комбинированного вида Тульской области я провела эксперимент.
В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную (дети из моей группы) и контрольную (по 10 человек в каждой).
На первом этапе, эксперимента я провела первичную диагностику уровня сформированности познавательной активности детей в экспериментальной и контрольной группах.
На втором этапе, проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей с применением метода проектов. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
На третьем этапе, была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей я выделила три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника : низкий, средний и высокий.
Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности я остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров (по типу пазл). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор (пазл) по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.
Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.
Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Проведенная на первом этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
«Ткани разные нужны»
Цель проекта : ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью.
Задачи педагогической деятельности : обобщить знания о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении; расширять представления детей об ок-ружающем мире, развивать мотивацию к познавательной дея-тельности (основная образовательная область познавательное развитие); активизировать речь, расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей, доброжелательное отношение друг к другу, лю-бовь к труду, интерес к чтению художественной литературы.
Проект включает в себя 5 этапов:
I. История возникновения ткани и ее предназначение.
II. Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
III. Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).
IV. Объемная аппликация из ткани «Цветы».
V. Итоговое мероприятие.
На первом этапе с детьми было проведено занятие, которое познакомило детей с историей возникновения ткани и ее предназначением. Оно было построено так, чтобы активизировать познавательную активность, дети проявили любознательность, задавали вопросы. После началась работа с тканью на ощупь (определение ее вида и назначения,в результате работы, я отметила, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы (кусочки ткани, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение. В заключении занятия я предложила рассмотреть одежду на себе и в групповом помещении и найти разные виды ткани. Мы вместе искали ткани и на ощупь определяли ее вид.
Вторым этапом было прочтение художественной литературы К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».После прочтения произведения я провела закрепляющею беседу, расспросила что понравилось? Разъяснила непонятные слова. После чего пришла к выводу что им очень понравился рассказ, так –как они эмоционально обсуждали его детали и задавали массу вопросов.
На третьем этапе проводились эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей» середина формирующего эксперимента) познавательная активность детей достигла пика, предлагаемые опыты повысили их заинтересованность, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные.
На четвертом этапе За счет заинтересованности детей получилась очень красочная и объемная аппликация из ткани «Цветы»
На пятом этапе (заключительном) Я провела викторину «В мире лоскутков» Занятие вызвало большой интерес.
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Дошкольники становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
На основе знаний современных теорий о познавательной активности, моя задача сформировать правильную познавательную активность старшего дошкольника. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Ребенок должен вырасти уверенным в себе человеком, способным развивать свои нравственные и личностные достижения. Учебная подготовка должна проходить с использованием знаний основных теорий познавательной деятельности человека, пользуясь практическими советами данных теорий. Ребенок младшего возраста нуждается в грамотной опеке со стороны педагогов. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.
Познавательная активность старших дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении.
На заключительном этапе я провела повторную диагностику.
Результаты которой представлены в таблице №2
Таблица№2 Показатели уровня сформированности познавательной активности на контролирующем этапе эксперимента
Группа когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)
уровень низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий
Экспериментальная группа 2 6 2 1 7 2 2 5 3 2 5 3
Контрольная группа 3 5 2 3 6 1 2 7 1 2 6 2
В процентном отношении результаты представлены в виде диаграмм
Результаты контролирующего этапа
Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)
Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность
Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)
Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)