Елена Александровна Кашарная
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
Работая в детском саду, я наблюдала следующее: у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения.
Цель моей работы: развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задача: развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей, направленные на умственное развитие в целом.
Условия работы :
• работу с детьми следует проводить в системе,
• связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
• учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,
• использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша, таграм,
Блоки Дьенеша, привлекали вниманием детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т. п.
Танграм
Игра-головоломка «Танграм
Цель: развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности.
Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Танграм можно сделать своими руками и приобрести готовый.
«Колумбово яйцо»
• Цель: Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.
Задачи:
• учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления
• развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность
• формировать привычку к умственному труду
Магнитный конструктор
Основные задачи магнитного конструктора:
• Моделирование с помощью простых геометрических форм
• Развитие творческих способностей
• Развитие исследовательских навыков
• Развитие математического мышления
• Развитие воображения
• Развитие логического пространственного мышления
• Способствует стимулированию любознательности, дает ощущение достигнутого успеха, удовлетворение от игры
• Сенсорное развитие
Счетные палочки Кюизенера
Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно образного.
задачи:
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
• осваивать прямой и обратный счет.
• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• развивать логическое мышление, внимание, память.
Дидактическая игра «Лабиринты»
Цель: Способствует развитию мелкой маторики, логического и пространственного мышления, учит ребёнка анализировать, развивает зрительно-пространственную ориентировку
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали: более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине, научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
Дидактические игры сделанные своими руками Д/игра "Букашки на ромашке" Цель: развитие внимания, мышления, зрительного восприятия
Игра «Закончи ряд» Цель: развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!