Тарасенко Наталья Николаевна
«Путешествие в музей декоративно-прикладного искусства». Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы «Золотая рыбка»
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Путешествие в музей декоративно – прикладного искусства»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с изделиями декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
-расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: хохломская, дымковская, гжель;
-научиться выполнять основные движения на координационной лестнице.
Развивающие:
-активизировать словарный запас детей по данной теме;
-научить детей составлять узоры гжельской росписи в технике «Декупаж»;
-развивать цветовое восприятие, творческое воображение;
-способствовать развитию мышления (нейрогимнастика);
Воспитательные:
-воспитывать уважение к труду народных мастеров - умельцев;
-интерес к нетрадиционной технике;
Методы и приёмы: использовать наглядные пособия (альбом, книги, картинки, музыкальное сопровождение, беседы с детьми, проблемную ситуацию, физические упражнения, рассматривание изделий, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: изделия русского народного промысла, иллюстрированные картинки хохломской, дымковской росписи, чайный сервиз «Гжель». Салфетки с орнаментом гжельской росписи, клей ПВА, шаблоны чайного сервиза для практической работы, ножницы. Координационная лестница (длина 4 м, размер ячеек 40 на 40).
Предварительная работа: знакомство с промыслом гжели, хохломской и дымковской росписей, рассматривание посуды, игрушек, альбома «Сказочная гжель».Беседы, чтение литературы «История народных промыслов», изготовление шаблонов кувшинов, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея (работа с родителями) .
Ход занятия:
(Занятие проходит в мини - музее группы, звучит русская народная мелодия)
1. Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуй, Солнце золотое! разводим в сторону правую руку
Здравствуй, небо голубое! разводим в сторону левую руку
Здравствуй, вольный ветерок! поднимаем обе руки вверх
Здравствуй, маленький дубок! опускаем обе руки вниз
Мы живем в одном краю - кладем обе руки на грудь
Всех мы вас приветствуем! разводим обе руки в стороны
Воспитатель: Доброе утро красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало в старину слово «красный»? (ответы детей)
Воспитатель: а что делает людей красивыми? (ответы детей)
Воспитатель: А посуду и игрушки что может украсить? (ответы детей)
Воспитатель: Узоры, нанесенные художником на изделие, называется росписью.
2. Основная часть.
Сегодня я вас приглашаю отправиться в музей декоративно – прикладного искусства, чтобы увидеть изделия с такой росписью, как дымковская, хохломская, гжель.
Хотели бы вы там оказаться? Для этого нам необходимо подойти к волшебной лесенке и выполнить упражнения, которые я буду показывать
Упражнение «Повтори за мной»
Мы ногами топ – топ
Мы руками хлоп – хлоп
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз-два, раз - два
В путешествие пора!
Молодцы, все справились!
А теперь глазки закрываем: покружились, покружились и в музее очутились. Открывайте глазки (входит девочка Маша в русском наряде). Хозяюшка в этом музее Марья – искусница.
Марья-искусница :
-Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости.
Проходите в музей да поглядите, какая здесь у нас посуда, да игрушки разные
Все это сделали русские мастера-умельцы из разных краев нашей матушки России.
Я хочу вам показать музей народно - прикладного искусства. Народ на Руси всегда стремился к красоте, создавая ее своими руками для своей семьи и детей. А вскоре стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались и радовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей, где представлены изделия народных мастеров, умельцев своего дела
Дети рассматривают глиняные и деревянные игрушки, посуду и многое другое.
Марья-искусница:
Эти вещи нынче в нашем музее,
Чтоб открыть секреты древней красоты.
Окунуть вас в мир чуда и добра.
Показать, что есть в России мастера!
Воспитатель:
Что за чудо, что за диво,
Сколько радости вокруг!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Воспитатель «Беседа с детьми»
- Ребята, какой росписью расписан этот самовар? Ответы детей. (Городецкая роспись)
Посмотрите, городецкая роспись - это рисунок с узорными декоративными сеточками, завитками.
Воспитатель:
- Ребята, какой росписью украшен этот кувшин?
Ответы детей. (Хохломская роспись). Посмотрите, какая красота! (показываю ложки и чашки);
- Ребята, обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой это красивый геометрический узор? Ответы детей. Правильно, это дымковская роспись- сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов.
Воспитатель:
-А это что за диво такое? Дети: это гжель.
-Правильно. О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как ее делают. Рассказ Марьи искусницы о сказочной гжели. Гжель- вид декоративно прикладного искусства, где мастера украшали свои изделия необычными росписями синих и голубых цветов.
Сине– голубое чудо,
Соловьиная трель.
Как ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Дети рассматривают изделия.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответы детей: веточки, цветы, листики, завитки, усики.
Воспитатель: Что украшают гжельскими узорами? Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Воспитатель: Понравились работы мастеров? Да! А давайте выполним упражнение (нейрогимнастика) «Класс»Одну руку сжимаем в кулак большей палец внутри, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки и при этом делаем хлопок
3. Практическая часть:
Марья-искусница: Есть у меня не расписанный чайный сервиз.
Хотите стать мастерами декоративно – прикладного искусства?
Дети: очень хотим! (присаживаются на свои места).
Воспитатель: Перед работой разомнем пальчики;
Пальчиковая гимнастика «Пальчики- мастера»
-Этот пальчик мой большой, он с широкою душой.
-Этот указательный, умный и внимательный.
-Этот пальчик средний, выше, чем соседний.
-Этот безымянный, он немножко странный.
-А мизинчик маленький, смелый, да удаленький.
Воспитатель: Дети давайте скажем волшебные слова:
«Влево, вправо повернись и в умельца превратись».
Аппликация в технике «Декупаж»
Воспитатель: Ребята присаживайтесь за столы,перед вами все необходимое для работы.
Здесь шаблоны предметов чайного сервиза без рисунка, украсим их нетрадиционной техникой «Декупаж» (напоминаю детям, как вырезать из салфеток гжельские мотивы и приклеивать их на кувшин). А для того, чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, включу вам музыку.
Воспитатель: молодцы, как красиво у вас получилось!
Физкультминутка
Мы орнамент составляли
и немножечко устали.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире. Пять руками помахать.
Шесть попрыгаем немножко,
И опять побьем в ладошки.
На семь-восемь повертелись,
Девять-десять – все уселись.
Воспитатель: Потрудились вы на славу. Вижу, вы и правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Марья-искусница. Спасибо вам ребята! Какая красивая посуда получилась!
Итог. Воспитатель: Прошло много времени, как на Руси зародились народные промыслы, но и сейчас изделия мастеров - умельцев радуют нас, делают нашу жизнь красивей и счастливей. Пора нам возвращаться обратно.
Упражнение «Повтори за мной»
Мы ногами топ – топ
Мы руками хлоп – хлоп
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз-два, раз - два
Нам вернуться пора!
Воспитатель. А теперь глазки закрываем: покружились, покружились и в группе очутились.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы Золотая рыбка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-448216-1738953525.jpg)
Рефлексия: Где мы сегодня побывали? Что вы сегодня узнали нового? Что больше всего вам понравилось? Что расскажите родителям?
В конце занятия устраивается выставка работ.
Марья – искусница угощает детей бубликами.