Папки-передвижки

Дидактическая игра «Путешествие в королевство грамоты» по обучению грамоте старших дошкольников

Наталья Химченко
Дидактическая игра «Путешествие в королевство грамоты» по обучению грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обобщать и систематизировать знания детей, полученные на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Задачи для педагога

Дидактические :

формировать понятие о звуках ( гласные и согласные: твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, буквах, слогах, словах, предложениях;

закреплять навыки словообразования и словоизменения;

совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

Развивающие:

Публикация «Дидактическая игра „Путешествие в королевство грамоты“ по обучению грамоте старших дошкольников» размещена в разделах

поддерживать активный познавательный интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте;

развивать память, мышление, фонематический слух;

продолжать развивать артикуляционную моторику через укрепление мышц, подвижность, точность движений языка и губ.

Коррекционная: создавать условия для автоматизации звуков через предметно-развивающее пространство.

Воспитательные:

поддерживать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте;

воспитывать самостоятельность через организацию совместной деятельности в настольной игре.

Задачи для игроков:

соблюдать требования игровых знаков;

правильно справляться с заданиями в путешествии;

стараться первым добраться до замка Королевы Грамоты.

Дорога к замку начинается с Тропинки артикуляционной гимнастики, далее проходит через царство Старичка-Звуковичка, Слоговой мостик, город Буквоград, город Слов, Аллею предложений и заканчивается у замка Королевы Грамоты.

Правила

Организационные

В игре принимают участие ведущий (воспитатель, логопед, родитель, читающий ребёнок) и игроки (от двух до шести человек). Место игры стол или ковёр.

Дисциплинарные

Ведущий фиксирует количество игроков. С помощью считалочки или жеребьёвки, определяется последовательность ходов и цвет фишек для каждого игрока. Фишки выставляются на старт. Игра начинается с поочерёдного подбрасывания кубика, который определяет количество шагов. Игроки делают ходы каждый своей фишкой.

Результаты

Формирование у детей стойкого интереса к НОД по подготовке к обучению грамоте.

Систематизация знаний с НОД по подготовке к обучению грамоте.

Коррекция лексико-грамматических недостатков в речи детей.

Развитие у детей навыков самоконтроля за звуками в речи.

Ход игры

Последовательность действий

Определяют ведущего и количество игроков.

Распределяют последовательность ходов и цвета фишек.

Фишки устанавливаются на старте.

Первый игрок подбрасывает кубик и совершает ход по количеству выпавших на кубике точек.

Остальные игроки продолжают движение своими фишками.

Ведущий контролирует соблюдение правил игры.

Игровые атрибуты: игровое поле – 1 шт., кубик – 1 шт., фишки – по количеству игроков, карточки с заданиями в конвертах, медальки Грамотея.

Специальные обозначения

Красный ход – перейди по направлению стрелки.

Синий ход – пропусти один ход.

Синяя стрелка – выполни задание на пути (достань карточку с вопросом из кармашка).

Красная стрелка – ты попал на Остров Ошибок. Исправь ошибку на карточке из конверта. Если получилось правильно, делай дополнительный ход, ошибся – доставай следующий вопрос.

Ведущий.

Ребята, вы хотите в школе хорошо учиться,

Красиво говорить и правильно читать?

Тогда я предлагаю в королевстве очутиться,

Чтоб умными и грамотными стать!

Открывает для рассматривания игровое поле.

Дети внимательно его изучают.

Ведущий. Перед вами карта. Вам предстоит совершить путь через разные препятствия до самого замка Королевы Грамоты. Кто первым до него дойдет, соблюдая все правила, честно справляясь со всеми заданиями на пути, тот станет почётным жителем этого королевства и получит медаль от самой Королевы.

Дети знакомятся с игровыми обозначениями и правилами, делают свои ходы, отвечают на вопросы и выполняют задания игрового поля.

Вопросы и задания игрового поля

Тропинка артикуляционной гимнастики

Дети выполняют артикуляционные упражнения: статические («чашечка», «лопатка») – 5–7 секунд; динамические («дятел», «лошадка», «вкусное варенье», «индюк», «чистим зубки») – 10 раз.

В гостях у Старичка-Звуковичка

Спой песенку самолёта (звук [л] : громко, тихо, шёпотом).

Перечисли предметы, которые могут издавать шуршащий звук.

Какие гласные звуки ты знаешь? Назови их.

Какие предметы могут жужжать?

Изобрази, как рычит тигр.

Какой звук издаёт змея, когда шипит?

Почему гласные звуки могут петь?

Почему согласные звуки не могут петь?

Расскажи запоминалку про гласные звуки.

Расскажи запоминалку про согласные звуки.

Как называются звуки, которые тянутся песенкой звонкой?

Как называются звуки, которые носят платья красные и голоса у них прекрасные?

Что служит преградой для согласных звуков при их произнесении?

Что делают губки, когда произносят мягкий согласный звук?

Как отличить звонкий согласный от глухого согласного звука?

Какие предметы могут свистеть?

Повтори звуковую цепочку [а], [о], [у], [и].

Что можно делать со звуками?

Сколько гласных звуков?

Какие бывают по характеру согласные звуки?

Слоговой мостик

Без какого звука не может быть слога?

Сколько слогов в названии предмета на картинке?

Подбери слово из 3-х слогов.

Подбери слово из 2-х слогов.

Как гласные звуки помогают понять, сколько в слове слогов?

На что делятся слова?

Сколько в слове гласных, столько и. (продолжи фразу).

Если в слове 4 гласных звука, то сколько в нём слогов?

Подбери слово, которое начинается со слога «ка».

Подбери слово, которое заканчивается на слог «ка».

Назови слова с повторяющимися слогами (например, «мама»).

Почему Слоговой мостик стоит на речке Гласных звуков?

Назови способы деления слов на части (слоги).

Остров Ошибок

Детям нужно исправить ошибки.

Мышка поймала кошку.

В алфавите 100 букв. Это правда?

Шоколад съел девочку.

Змея умеет свистеть?

Лома купир корбасу.

Сыски висят на сосне.

Русскую азбуку создали Вася и Петя?

В предложении точки не нужны.

Буквы состоят из геометрических фигур.

В конце предложения ставится кружочек.

Гласные звуки обозначаются оранжевым цветом.

Слова делятся на предложения.

Гласные звуки не умеют петь.

Бабочка летает под поляной.

На небе рагуда.

Буквы живут в стране математики.

Город Буквоград

Кто создал русскую азбуку?

Сколько букв в красных рубашках?

Вспомни буквы из 3-х элементов.

Назови буквы из 4-х элементов.

Перечисли буквы, которые смотрят в правую сторону.

Какие буквы смотрят в левую сторону?

Вспомни, какие буквы смотрят вперёд (на тебя?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

(Буква «А».)

Эта буква с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

(Буква «Б».)

Палочка,

А рядом две ровные дужки –

Вот и готовы

Очки для лягушки.

(Буква «В».)

Буква, словно кочерга.

Выступ и одна нога.

(Буква «Г».)

Буква эта, словно домик,

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

(Буква «Д».)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

С. Маршак

(Буква «З».)

Буковка наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

Т. Ванюхина

(Буква «И».)

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буковкой на нас глядит.

(Буква «Й».)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем.

Перед нами.

(Буква «М».)

На букве, как на лесенке,

Сижу и напеваю песенки.

(Буква «Н».)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

(Буква «О».)

Букву эту в спортивном зале

Перекладиной назвали.

(Буква «П».)

На антенну буква похожа.

И на зонтик, вроде, тоже.

(Буква «Т».)

Буква-сучок.

В любом лесу

Ты увидишь.

(Букву «У».)

Всем известно без подсказки:

Буква эта – ключ от сказки.

(Буква «Т».)

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

(Буква «Ц».)

Рисовали цифру четыре,

Какую букву мы получили?

(Буква «Ч».)

Какую букву я написала:

Три шеста и снизу шпала?

(Буква «Ш».)

Буква «Р» перевернулась.

Каким же знаком обернулась?

(Буква «Ь».)

Город Слов

Загадай предмет, изображенный на картинке, не называя слово.

Подбери 5 слов-признаков к слову на картинке.

Подбери слова-действия к предмету на картинке.

Что бывает круглым?

Подбери слова наоборот к словам-признакам: «широкий» – … («узкий»); «весёлый» – … («грустный»); «кривой» – … («прямой»); «низкий» –. («высокий»); «грязный» –. («чистый»); «мелкий» –. («крупный»).

Игра «Один – много» : «пень» – … («пни», «дерево» –. («деревья», «окно» –. («окна», «дом» –. («дома», «ручей» –. («ручьи»).

Игра «Скажи ласково» : «дом» – … («домик», «пень» – … («пенёк», «дерево» – … («деревце», «снег» – … («снежок», «книга» – … («книжечка», «палец» – … («пальчик»).

Игра «Сложные слова» : «У снегиря красная грудка, значит он …» («красногрудый»); «У волка белый хвост, поэтому он …» («белохвостый»); «Человек любит трудится, потому что он … («трудолюбивый»); «В доме пять этажей, то есть он.» («пятиэтажный»); «Бумага белого цвета, значит она какая?» («белоснежная»); «У акулы острые зубы, поэтому она.» («острозубая»).

Игра «Рифма» : придумай по пять рифм к словам «кошка», «конфета», «подушка».

Игра «Великаны» : «дом» – … («домище»); «хвост» – … («хвостище»); «зуб» – … («зубище»); «книга» – … («книжища»); «ум» – … («умище»); «рука» – … («ручища»); «сапог» – … («сапожище»); «диван» – … («диванище»).

Аллея предложений

Составь предложение с предметом, изображенным на картинке.

Придумай предложение из 2-х слов.

Сочини предложение из 3-х слов.

Составь предложение из 4-х слов.

Чем заканчивается предложение на письме?

О чём говорит точка в предложении?

С какой буквы пишется первое слово в предложении?

Что делают слова в предложении?

Что такое законченная мысль?

Какие знаки, кроме точки, могут быть в конце предложения?

Публикации по теме:

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическая игра по обучению грамоте «Букваренок»Дидактическая игра по обучению грамоте «Букваренок» Фролова Н. Г. МБДОУ «Детский сад № 165» город Пермь Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию одну из игр по обучению детей грамоте"Букваренок".

Дидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группеДидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группе Коллеги, представляю вам дидактическую игру, которую можете вы сделать своими руками. У детей 4-5 лет наблюдается особая чувствительность,.

Дидактическая игра «Веселые грузовички» по обучению грамоте детей подготовительной к школе группеДидактическая игра «Веселые грузовички» по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе .

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейку» Цель: закрепить правильное произношение звуков -д-дь-. Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие через упражнения в определении начального.

Конспект занятия по обучению грамоте «Урок грамоты» в подготовительной группе Конспект занятие по обучению грамоте. Тема: «Урок грамоты». В подготовительной группе. Цель: Помочь освоить программный материал, добиваться.

Итоговая НОД по обучению элементам грамоты в старшей группе «Королевство буквы К»Итоговая НОД по обучению элементам грамоты в старшей группе «Королевство буквы К» Цель: закрепить умения работы с заданным звуком и буквой. Задачи: Образовательные – закрепить знания о звуке К. Закрепить умение придумывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра «Путешествие в королевство грамоты» по обучению грамоте старших дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2024 в 10:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра «Путешествие в королевство грамоты» по обучению грамоте старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Химченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД