Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Урок грамоты» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие по обучению грамоте.
Тема: «Урок грамоты».
Цель: Помочь освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи.
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Урок грамоты“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Материалы: Картинки, схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные, карточки - схемы для определения слогов в слове, карточки с набором букв.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем заниматься грамотой, я подготовила задания и надо выполнить их. Ну что, вы согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
Воспитатель: Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте проговорим скороговорку: «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (Дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).
Воспитатель: А теперь приступим.
Задание 1: «Звуковой анализ слова».
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание.
Задание 2: «Какая буква заблудилась?» (Исправить ошибку)
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался Дом!
Воспитатель с детьми разбирает четверостишие: Заблудилась буква "с", вместо слова "дом" нужно читать существительное "сом". Сом - это крупная рыба, которая может попасться на крючок. А вот дом поймать на крючок невозможно, в отличие от башмака.
Воспитатель: Молодцы разобрались, следующее задание.
Задание 3: «Сколько слогов в слове?»
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.
Слова: Дом, рыба, корова, черепаха.
(Дети выполняют вместе с воспитателем разбирая каждое слово.
Воспитатель: А теперь пора передохнуть и размяться.
Физминутка.
Мы на коврике стоим,
Во все стороны глядим,
Вправо, влево, вверх и вниз,
Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)
Выше руки поднимай,
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Изображают, как ветерок качает деревья)
А теперь пойдем вприсядку,
Мы веселые ребятки,
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Выполняют полуприседания)
А теперь мы все поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Прыжки)
Руки выше подними,
Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения).
Дети стоят в кругу и выполняют действия в соответствии с текстом.
Воспитатель:Все молодцы! Продолжаем.
Задание 4: «Расшифруй слово».
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
(Дети разгадывают слово и называют его).
Задание 5: «Составь схему к предложению».
Воспитатель: Составьте схему к предложению. Моя любимая игрушка – кукла.
Ребята, но прежде, скажите, а что такое предложение?
Что означает каждая полоска в предложении?
А что означает этот элемент в предложении? (показываю элемент)
Что мы ставим в конце предложения?
Дети отвечают на вопросы, а затем составляют схему. (Один ребенок работает у доски, остальные сидят за столом, выкладывая перед собой схему).
Задание 6: «Прочитай слово».
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Дети читают слово: Молодцы!
Воспитатель: Правильно вы все сегодня молодцы.
Итог.
Какие задания мы сегодня выполняли? (Ответы детей).
Что понравилось вам больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо занимались, отлично справились со всеми заданиями. Занятие окончено.