Екатерина Черноусова Фефилова
НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить правильное произношение звуков -д-дь-.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие через упражнения в определении начального и конечного согласного звука в словах, воспроизведении слоговых рядов, звуковом анализе и синтезе слов.
2. Упражнять в составлении предложений по паре слов.
3. Развивать дыхание, зрительное внимание и память.
Оборудование: картинка с изображением машины, предметные картинки: дом, духи, дуб, дудочка, дыня, диван, девочка, дерево, звезда, ведро, карандаш, игла, майка, антенна, мак, обруч, альбом, шапка, ослик, конверты с кружками синего, зелёного и красного цвета для выполнения звукового анализа слова, руль, дерево с птичками, бумажные птички на ниточке, изображение птички, составленной из геометрических фигур, наборы геометрических фигур в конвертах, ребус, наборы букв, изображение поезда с кармашками на вагонах.
Публикация «НОД по обучению грамоте „Путешествие в страну Абвгдейку“» размещена в разделах
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, а вы бы хотели отправиться в путешествие?
- Тогда мы отправляемся с вами в страну, которая называется – «АБВГДейка». Это страна, в которой живут звуки и буквы. А вот с какими звуками и буквами мы встретимся, вы догадаетесь сами.
II. Основной ход занятия.
1. Дидактическое упражнение «Волшебная картинка».
- Посмотрите, ребята, на чём мы с вами сейчас поедем?
Логопед показывает изображение машины.
- А в машину сядет тот, кто справиться с заданием. Назовите предметы, которые вы видите на картинке.
Логопед показывает картинку с «наложенными друг на друга» изображениями предметов (дом, духи, звезда, ведро, карандаш).
Логопед выкладывает на панно соответствующие предметные картинки.
- Какой одинаковый звук во всех словах: дом, духи, звезда, ведро, карандаш?
- Расскажите, что вы знаете о звуке -д-?
- Назовите «маленького брата» звука -д-.
- Дайте характеристику звуку -дь-.
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о звуках -д- и -дь-.
Дидактическое упражнение «Подбери пару», «Составь предложение».
- Посмотрите на панно и выберите по одной картинке.
После того, как дети выбирают картинки, логопед выставляет следующие предметные картинки: мак, обруч, альбом, игла, шапка.
- Ребята, подберите пары картинок так, чтобы последний звук в слове, изображённом на выбранной вами картинке, совпадал с первым звуком в названии картинки на панно.
Дети подбирают пары: дом – мак, духи – игла, ведро – обруч, звезда – альбом,
карандаш – шапка.
- Составьте предложения с данной парой слов.
- Около дома вырос мак. Духи и иголка лежали на столе. Паша нарисовал звезду в альбоме. и т. д.
- Молодцы, справились с заданием и мы с вами садимся в машину. Заводим мотор и поехали.
Дети садятся на стульчики, первый ребёнок берёт в руки руль, все выполняют упражнение «моторчик».
2. Дидактическое упражнение «Угадай слово».
– Вот мы с вами и подъехали к ковру – самолёту. Дальше полетим на ковре – самолёте. А во время полё та выполним следующее задание: внимательно посмотрите на картинки и по первым звукам каждого слова составьте новое слово.
Дети садятся на ковёр. Перед ними картинки: дом – игла – майка – антенна. Дети называют слово: Дима.
- На каком месте стоит звук -а-, звук -и-?
- Назовите первый звук в слове. Дайте ему характеристику.
Посмотрите на следующий ряд картинок и составьте слово.
Перед детьми предметные картинки: дуб – ослик – мак. Дети называют слово: дом.
- А сейчас выложим схему этого слова.
- Есть в слове «дом» мягкие согласные звуки?
- Назовите первый звук. Какой он?
- Назовите гласный звук в слове.
3. Дидактическое упражнение «Запомни – повтори».
- Мы справились и с этим заданием и подлетели на ковре – самолёте к дереву, на котором сидят птички. Посмотрите, они почему – то не летают и не щебечут. Наверно, они заколдованы. А вы бы хотели их расколдовать?
- Для этого нужно произнести волшебные слова:
Да – да – дя
Да – дя – да и т. д.
- Но почему – то птички всё – равно не могут летать, наверно, они замёрзли, давайте их согреем, подуем на них.
Упражнение на дыхание «Птички полетели».
Дети держат бумажных птичек на ниточке и дуют на них. Логопед напоминает правила выполнения упражнения на дыхание.
- Вот и полетели наши птички.
Дидактическое упражнение «Составь птичку».
- А вы бы хотели такую птичку нарисовать?
- Внимательно посмотрите на мой рисунок и скажите, из каких геометрических фигур состоит птичка?
- туловище из красного овала
- хвостик из маленького жёлтого треугольника и т. д.
- Посмотрите ещё раз внимательно на птичку и составьте её из геометрических фигур по памяти.
4. Дидактическое упражнение «Составь слово».
- Вот и улетели от нас птички, оставили нам на память рисунки и следы. Посмотрите внимательно, вам эти следы никакую букву не напоминают?
- Правильно, это буква Д.
- Отгадайте ребус и составьте это слово из букв.
Дети составляют слово ДОМ.
- Поменяйте первую букву Д на Т. Какое слово получилось? ТОМ.
- А если вместо Т поставим букву К, какое слово получится? КОМ.
- Назовите вторую букву в слове. Поменяйте букву О на букву У. Что получилось? КУМ.
5. ФЗМ.
- А сейчас немного отдохнём.
А теперь всем детям встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули мы немножко
И отправились в дорожку.
6. Дидактическое упражнение «Твёрдый – мягкий».
- Вот и станция. Сейчас мы с вами на поезде отправимся домой. Для этого надо купить билеты. Перед вами картинки, выбирайте по одной.
- Определите, какой звук в названии картинки: твёрдый -д- или мягкий -дь-?
Если твёрдый звук, то садимся в первый вагон, если мягкий, то во второй.
- В слове «диван» звук -дь-, я сяду в первый вагон.
Перед детьми изображение поезда с карманами на вагонах. Дети вставляют картинку в карманы.
- Поехали.
Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс друг другу и идут по кругу, изображая поезд.
III. Итог занятия.
- Вот мы с вами и вернулись из страны «АБВГДейка».
- Понравилось вам путешествие?
- О каких звуках мы говорили на занятии? Дайте им характеристику.
- Все сегодня молодцы, хорошо работали и отвечали на вопросы. Спасибо за работу.