Татьяна Ткаченко
Диагностические средства для диагностики уровня овладения программным материалом детей раннего возраста учителем-дефектологом
▼ Скачать + Заказать документы
Представление об относительной величине
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей мышления детей старше 5 лет и взрослых в различных батареях специалистических тестов (например, тесте Векслера). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне развития наглядно-действенного мышления ребенка.
Ее широко используют в отечественной практике исследования мыслительной деятельности детей для целей дифференциальной диагностики. Задания (простые пирамидки, разно размерные стаканчики: 3-6 шт., простые предметные доски с выемками разной величины) направлены на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Публикация «Диагностические средства для диагностики уровня овладения программным материалом детей раннего возраста учителем-дефектологом» размещена в разделах
Оцениваются следующие показатели
• Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);
• Принятие задания;
• Скоординированность действий обеих рук
• Моторная ловкость
• Уровень помощи взрослого
• Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения, с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Исследование развития конструктивной деятельности
Краткая аннотация. Серия методик предназначается для исследования особенностей конструктивного праксиса.
К этой серии относятся методики:
Доски Сегена (Методика, предложенная Э. Сегеном, представляет собой доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры);
«Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард). В верхней крышке ящика имеются разные по форме прорези, в которые ребенок должен опустить объемные фигуры.
Данные, получаемые при исследовании с помощью этих методик, позволяют судить об уровне конструктивной деятельности детей. Ее широко используют в отечественной практике исследования наглядно-действенного мышления, развития мелкой моторики и пространственной ориентировке. Оцениваются следующие показатели
• Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);
• Принятие задания;
• Скоординированность действий обеих рук
• Моторная ловкость
• Уровень помощи взрослого
• Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения, с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Исследование понимания обращенной речи
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей понимания обращенной речи детей старше 5 лет и взрослых в различных батареях специалистических тестов. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне речевого развития ребенка. Ее широко используют в отечественной практике исследования развития мышления и речи детей раннего возраста. Задания представляют наборы небольших игрушек и/или реалистических изображений простых предметов (зайка, машинка, собачка, кубики, матрешка, лопатка и т. п.). Оценивается понимание и выполнение простых указаний и инструкций: «дай тому-то, покажи что-то, принеси это, подними, спрячь, собери».
Оцениваются следующие показатели
• Уровень понимания инструкций и выполнения одно, дух и трех шаговых инструкций взрослого; Принятие задания;
• Моторная ловкость
• Уровень помощи взрослого
• Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка общей осведомленности
Краткая аннотация. Методика изначально использовалась различными авторами (специалистами, педагогами, логопедами, дефектологами). Данные, получаемые при исследовании с помощью этой методики, позволяют судить об уровне развития мышления12 и речи ребенка. Методика не требует от детей 2-3 года жизни речевых ответов, но только подбор соответствующих карточек.
Оцениваются следующие показатели
• Уровень общей осведомленности ребенка
• Уровень понимания инструкций и выполнения одно, дух и трех шаговых инструкций взрослого.
• Принятие задания
• Моторная ловкость
• Уровень помощи взрослого
• Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными нарушениями зрения, тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Разрезные картинки
Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей зрительного восприятия и уровня развития наглядно-действенного мышления и использовалась в различных батареях специализированных тестов. Исследуются уровень развития наглядно действенного мышления, наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.
Оцениваются следующие показатели
• Уровень зрительного и пространственного восприятия, стратегия деятельности (пробы и ошибки, самоконтроль, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);
• Принятие задания
• Скоординированность действий обеих рук
• Моторная ловкость
• Уровень помощи взрослого
• Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения, с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Один предмет и много предметов
Краткая аннотация. Методика предназначалась для исследования особенностей представлений о количестве. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне, о способности (или соответственно невозможности) к усвоению элементарных математических представлений. Ее широко используют в отечественной практике исследования аналитико–синтетической мыслительной деятельности детей для целей дифференциальной диагностики. Задания направлены на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на количество, понимание инструкций, целенаправленности действий.
Оценивается возможность выполнения, объем помощи взрослого.
Оцениваются следующие показатели
• Уровень практического ориентирования на количество
• Принятие задания
• Уровень помощи взрослого
• Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения, с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими
Пирамидка
Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования особенностей зрительного и пространственного восприятия детей 2-3 лет в различных тестах, систематизировано описана и включена в комплексную методику Е. А. Стребелевой. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне, о способности (или соответственно невозможности) практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оцениваются следующие показатели
• Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы и ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок);
• Принятие задания;
• Скоординированность действий обеих рук
• Моторная ловкость
• Уровень помощи взрослого
• Обучаемость.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения, с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Оценка развития простейших графических навыков.
Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей графических навыков в различных батареях специальных тестов, для детей 2-3 лет жизни. Методика предложена и описана Е. А. Стребелевой. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности простейших графических навыков, развитии мелкой моторики.
Оценивается возможность выполнения, объем помощи взрослого, понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.
Оцениваются следующие показатели
• Принятие задания;
• Скоординированность действий обеих рук, склонность к определению ведущей руки
• Моторная ловкость
• Уровень помощи взрослого
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения, с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.