Елена Давыдова
Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии. В последние годы среди воспитанников общеобразовательных дошкольных учреждений значительно увеличивается число детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии. Это обусловлено перинатальным поражением центральной нервной системы, которое наблюдается у 83,3% детей. Раннее выявление проблем в развитии детей и проведение коррекционной работы в первые годы жизни ребенка, когда мозг формируется наиболее интенсивно, приносит наибольшую эффективность. Кроме того, именно на ранних этапах развития дети усваивают двигательные и поведенческие стереотипы. И если у ребенка они сформированы и закреплены изначально неправильно, то скорригировать их в старшем возрасте будет крайне сложно. В связи со сказанным, ранняя профилактика, диагностика и коррекция отклонений речевого развития детей с различными проблемами в состоянии здоровья, представляют актуальную проблему в логопедии.
Публикация «Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Цель исследования – посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастики, дети самостоятельно научатся произносить звуки и слова, без привлечения к этому специалиста.
Объект исследования – особенности развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста.
Предмет исследования – содержание логопедической работы по формированию речи у детей с помощью артикуляционных упражнений
Гипотеза исследования – если проводить ежедневные занятия с использованием артикуляционных упражнений, то речь ребенка к 4-5 годам может достигнуть нормы.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей и охарактеризовать основные речевые дефекты детей дошкольного возраста.
2. Дать характеристику анатомо-физиологических механизмов речи.
3. Изучить особенности артикуляционной моторики и восприятия речи у детей раннего возраста - участников эксперимента.
4. Разработать и апробировать систему работы по развитию речи у детей с использованием артикуляционных упражнений.
5. Проанализировать динамику эффективности системы работы по развитию речи у детей с использованием артикуляционных упражнений.
Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. При дислалии нарушения только в периферическом отделе и только в артикуляционном аппарате.
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии присутствуют нарушения и в центральном и в периферическом отделах, артикуляционном аппарате.
Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. При ринолалии нарушений в центральном отделе нет. Нарушения присутствуют только в периферическом отделе и только органического характера (твердого неба, мягкого неба и верхней губы).
При всех этих нарушениях (дислалия, дизартирия, ринолалия) нарушения присутствуют в артикуляционном аппарате, поэтому нужно выполнять артикуляционные упражнения, чтобы привести речь ребенка в норму.
Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста проводилось в январе 2016 г. в МБДОУ «Синьяльский д/с «Пепке» Чебоксарского района. В нём приняло участие 6 детей раннего возраста (3 мальчика и 3 девочки) в возрасте двух - трех лет. С тремя мальчиками ежедневно проводились занятия с использованием артикуляционных упражнений. С тремя не проводилось с целью сравнения двух групп.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
При проведении констатирующего эксперимента с детьми раннего возраста, имеющих речевую патологию были выявлены серьезные двигательные отклонения от нормы в развитии моторных артикуляционной моторики. Дети долго не могли сосредоточиться на задании, часто переключали свое внимание с одного объекта на другой. На них действовали даже самые незначительные отвлекающие факторы, хотя пробы проводились в игровой обстановке, с использованием сюрпризных моментов. Невнимание проявлялось в блуждающем взгляде на окружающие игрушки. Дети спонтанно начинали играть со случайно попавшимися в поле зрение предметами, они концентрировали свой взгляд на взрослом при объяснении заданий лишь на непродолжительное время. Добиться от большинства детей выполнения движений можно было лишь после многократного объяснения задания и оказания им непосредственной помощи.
Через 4 месяца был проведен контрольный эксперимент. Из чего были сделаны выводы о том, что ежедневное использование артикуляционных упражнений приводит звукопроизношение детей в норму.
Эффективность коррекционных мероприятий по развитию артикуляционного аппарата в экспериментальной группе возросла на 30 %, а в контрольной – на 15 %. У детей экспериментальной группы можно наблюдать значительные улучшения в выполнении артикуляционных движений. Движения стали выполняться более точно, в полном объеме, без помощи взрослого. Дети не испытывали общего мышечного напряжения, улучшилась статическая и динамическая координация, одновременность движений. Стали более уверенными, активными и совершенными. Мимические движения более адекватными, выразительными, живыми. Артикуляционная моторика более точной, плавной, соразмерной. Почти всем детям удавалось удерживать заданную позу при выполнении артикуляционных упражнений, переключатся с одного движения на другое.
Результаты итогового обследования детей контрольной группы также показали улучшение уровня успешности по всем обследованным параметрам, хотя и не столь значительное, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, в ходе контрольного эксперимента было получено подтверждение выдвинутой в данной работе гипотезы что, специально отобранные артикуляционные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, т. е. ежедневное использование артикуляционных упражнений повышают эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционной моторики у детей раннего возраста.