Лариса Курмалиева
Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образование
«Районный методический кабинет»
МО «Кошехабльский район»
из опыта работы воспитателя
МБДОУ №1 а. Кошехабль
Курмалиевой Л. М.
по теме: «Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста»
а. Кошехабль 2016г.
Введение
В современных условиях наблюдается ухудшение состояния здоровья детей.
Публикация «Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В концепции дошкольного воспитания актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития оздоровления детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Существенное место в решении задач физического воспитания и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.
Организация оздоровительного режима.
Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.
Реализация системы эффективного закаливания.
Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в детском саду является оздоровительный режим.
Оздоровительный режим должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического профиля, возрастных различий, эмоционального состояния с учетом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.
Сегодня 98%новорожденных появляются на свет с риском только 4-5% из них имеют выраженную патологию отнести ни к больным, ни к здоровым.
В данном пособии собран материал за несколько лет работы. По данной теме исследовательской работы отражены нетрадиционные методы и приемы физического воспитания на состояние здоровья детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме оздоровления детей дошкольного возраста.
Изучить состояние здоровья воспитанников ДОУ в условиях Адыгеи.
Осуществить опытно-экспериментальную работу по использованию нетрадиционных методов и приемов на занятиях.
Изучить количественно-качественный анализ опытно-экспериментальной работы.
Объектом моего исследования является состояние здоровья детей дошкольного возраста проживающих в ауле Кошехабль МБДОУ №1 старшая группа №3.
Я предполагаю, что использование нетрадиционных форм оздоровления детей дошкольного возраста будет способствовать снижению заболеваемости.
Самая большая ценность для человека - здоровье. К сожалению, мы поздно начинаем понимать это и принимаем меры только при появлении различных отклонений в состоянии собственного здоровья. Вот почему так важно помочь детям осознать неизмеримую ценность здоровья уже в дошкольном возрасте, убедить их в необходимости гигиенических процедур и других оздоровительных мер, которые должны стать для них привычными.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей. Начав работу с детьми дошкольного возраста, я проанализировала степень их подверженности ОРВИ. Убедившись в том, что в ДОУ уделяется недостаточное внимание укреплению и сохранению здоровья детей, я стала думать о том, как им помочь. Зная о том, что в практику детских садов в последние годы стали входить нетрадиционные методы оздоровления дошкольников, решила обратиться к ним и я.
План работы с детьми и взаимодействия с родителями предусматривал следующие виды работы:
Пальчиковые игры.
Психоэмоциональные игры «Дождик», «Согреем семечко», «Волны».
Упражнения и игры при болезнях горла и носа, при бронхитах и пневмониях.
Упражнения для коррекции плоскостопия «Поиграем ножками», «Вот как пляшет наш большак».
Массаж «Был у зайки огород.», антистрессовый массаж.
Оздоровительные игры, игры, которые лечат (игровая терапия).
Закаливание.
В помощь родителям: знакомство с комплексом общеразвивающих упражнений.
В план оздоровительной работы с детьми она включила такие ее виды:
пальчиковая и нетрадиционная гимнастика,
психогимнастика, - «Дорожки здоровья»,
игровой массаж, - игры, которые лечат,
оздоровительные игры,
массаж стоп.
К каждому виду работы я приобщала детей постепенно, обеспечивая в группе здоровую психологическую атмосферу. Начала работу с себя. Дети прекрасно чувствуют настроение взрослых, и очень важно, чтобы воспитатель детского сада начинал рабочий день в хорошем настроении.
Чтобы оценить уровень физической подготовленности детей, я провожу с ними оздоровительные игры. Специальной площадки или оборудования для этого не требовалось. Вот простое и эффективное упражнение «Цапля», способствующее концентрации внимания занимающихся, тренировке вестибулярного аппарата, а также психологическому раскрепощению. Вот как это упражнение выполняется: согнуть правую ногу в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и как можно выше прижать ступней к бедру левой ноги. Руки на поясе. Естественно, в младшем дошкольном возрасте просто необходима помощь взрослого. Отчетливо было видно, что большинства детей нарушена функция статического равновесия.
Хорошо укрепляет костно-мышечную систему рук и ног игра «Скачки». Детям предлагается наклониться вперед и опереться руками о пол. Руки и ноги при этом следует держать прямыми. Сначала в таком положении занимающиеся в течение 5-10 секунд выполняют шаг на месте, затем с продвижением вперёд. Оздоровительный эффект этой игры - массирование внутренних органов.
Вызывает эмоциональный подъем, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивает гибкость и силу игра «Кошка». Дети опускаются на колени и упираются ладонями в пол. Сначала чем-то недовольная кошка сильно выгибает спину, затем потягивается и прогибает спинку вниз. Девочки выполняют это движение более пластично. Главное в проведении описанных и им подобных игр — восстановление комфортного психологического состояния детей, предупреждение возможного психоэмоционального напряжения.
Есть в моей группе дети, подверженные простудным заболеваниям. Таким детям (впрочем, как и всем остальным) важно привить навыки правильного носового дыхания.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.
После утреней гимнастики, для восстановления носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление мы проводим упражнение
БУЛЬКАНИЕ
Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой и коктейльная трубочка, Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.
Контроль ветров
Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица. Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
Или на столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.
Рекомендуются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Все это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению спазмов в бронхах. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.
Снять эмоциональное напряжение помогает и игровая терапия. Ее цель развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения. Вот упражнение «Касание ладошками воды». Положить ладошки на поверхность воды (при этом можно закрыть глаза). Затем перевернуть ладони другой стороной. Упражнение «Переливание воды из ладошки в ладошку» выполняется следующим образом. Взять воду одной ладошкой и перелить в другую. Выполнение этого упражнения вызывает успокаивающий эффект.
Вызвать у детей приятные воспоминания помогали игры «Чувствительные ладошки» (Заира А. и Айтеч Б. ощутили прохладу, пропуская воду между пальцами).
Немаловажно для здоровья выработка и сохранение красивой осанки. Я постоянно слежу за тем, чтобы детки не горбились на занятиях. Я использую такие упражнения:
Название игры, упражнения Основные задачи
Приседания у стены Научить детей на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, приседать и вставать, сохраняя правильную осанку.
«Держи плечи прямо» Научить детей правильно держать плечи и грудь при естественной стойке выполнять упражнения с гимнастическими палками. Закреплять навыки ползания по скамейке.
«Подтяни живот» Научить детей подтягивать живот. Развивать мышцы живота и спины.
«Выпрями ноги» Научить правильной постановке стоп. Развивать мышцы ног. Учить выполнять разнообразные прыжки и подскоки.
«Аист» Научить стоять на одной ноге на шаблоне с отпечатком стоп* сохраняя правильную осанку. Упражнять мышцы плеч, груди, живота.
«Не урони мешочек» Научить переносить на голове мешочек с песком, выполнять повороты.
«Петух и овцы» Научить выполнять упражнения с палкой за спиной, за головой.
Врачи утверждают, что здоровье начинается со стопы. Стопа выполняет чрезвычайно важные функции, т. к. на подошвенной поверхности расположены рефлекторные зоны, связанные с различными системами организма. Эффективным способом закаливания является массаж стоп. Здесь важен подготовительный этап- сесть, расслабиться, смазать подошвы ног кремом. Следить, чтобы сила массажных движений была умеренной.
Вот как пляшет наш большак
И вот эдак, и вот так!
(Дети изо всех сил шевелят большим пальцем ноги.) Он один — впереди, остальные - позади,
(шевелят всеми пальцами ноги)
Или Игровое упражнение: “Поиграем с ножками"
Мы ходили, мы скакали
Наши ноженьки устали
Сядем, все мы отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку Немного крема нанести на каждую ступню.
Крема понемножку
Хоть они и не машина
Смазать их необходимо.
3. Проведем по ножке нежно Поглаживание стоп от пятки. Будет ноженька прилежной
Ласка всем, друзья, нужна
Это помни ты всегда.
Круговые движения, всеми пальцами ладошки.
Разминка тоже обязательна.
Выполняй ее старательно,
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
Подушечками пальцев проводить по подошвам.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно и приятно –
Это всем давно понятно.
Бить ладошкой по ступке.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам сильно бей.
Будут быстрыми они –
Их попробуй догони.
В центре зону мы найдем Большим пальцем растирать
Хорошенько разомнем середину подошвы.
Надо с нею нам дружить,Чтобы всем здоровым быть.
8. Скажем все «Спасибо»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
Их всегда любить.
В летний период, для снятия напряжения в ногах, поднятия иммунитета и повышения общего тонуса организма, мы ходим босиком, Босохождение формирует правильность свода стопы и закаливает кожу ног стопы к влиянию пониженных температур. Но ходить босиком нужно по неровным поверхностям: песку, гальке, траве. Для этого на территории детского сада расположена уличная дорожка здоровья, где находится песок, камни разных размеров, шишки
Снять перевозбуждение перед сном помогает антистрессовый массаж, «ПРИРОДНЫЙ» МАССАЖ
На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки
(Прыгаем всеми пальцами по спинкам друг- друга)
И катались по траве
От хвоста и к голове
(Прокатываем ладони по спине от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгавшись устали
(Положить ладони на спинки)
Мимо змеи проползали
С добрым утром- им сказали
(Ладони по очереди волнами ползут по спинкам)
Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха мать
(Ладони поочередно гладят спинку)
Шла медведица с спросонок А за нею медвежонок
(Бьём по спинке ребром ладони)
А потом пришли детишки Принесли в портфелях книжки,
(Ходим по спинке средним и указательным пальцами переступая ими как ножками)
Стали книжки открывать
И в тетрадочку писать
(Раскрываем ладошки, как книжки).
а стряхнуть с себя остатки сна- упражнения- пробуждение и массаж. Для постепенности, аккуратности и тактичности жизненно важных процессов организма после сна прямо в постели проводится гимнастика пробуждения. Такую гимнастику приятно выполнять под спокойную музыку.
Пробуждение после дневного сна и закаливание.
Зайчики и белочки.
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Зайцы, белочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Звери, глазки открывайте
И зарядку начинайте.
Ходьба по массажным дорожкам.
Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки,
Стройся по порядку,
Начинай зарядку!
Носик вверх это раз,
Хвостик вниз - это два,
Лапки шире - три, четыре.
Прыгнем выше - это пять.
Все спортивные команды
Мы умеем выполнять.
Водные процедуры (закаливание)
В речке чистая водица.
Зайцы, белки, ну-ка мыться!
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.
Необходимой частью любых систем дошкольного воспитания является развитие мелкой моторики руки. «Рука - это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант).
Пальцы должны развиваться и тренироваться. Осязание играет немалую роль в развитии речи, увеличивает способность тактильного восприятия окружающего, тренирует мускульную память, готовит детей к обучению к письму, наконец, развивает воображение. Игры с пальцами доступны и понятны детям. Я стараюсь подбирать такие забавы-упражнения с таким расчетом, чтобы они соответствовали очередной теме занятий. Пример - тема «Семья».
Это - папа большой и толстый,
Это - мама среднего роста,
Это - сынок высокий и стройный,
Это - сынок самый спокойный.
С крошкой-дочуркой их будет пять.
Покажи свою семью опять.
К теме «Птицы» подходит такая рифмовка:
В гнезде правом птички спят,
В гнезде левом птички спят,
Утром крылышки расправят
И по небу полетят.
Постепенно пальчики становятся ловкими и подвижными.
Чтобы усилить интерес детей к физкультурным занятиям, я изготовила цветные палочки. Применять их можно в ходе упражнений по развитию таких качеств, как быстрота, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, для формирования правильной осанки, равновесия, для укрепления позвоночника и стоп. Через палочки можно перепрыгивать, превращать их в кольца для прыжков из кольца в кольцо. Можно использовать их и в играх «Найди свой цвет». Дети выкладывают разные фигуры из палочек, а затем находят свои палочки, ориентируясь по цвету. Многократное повторение движений с цветными палочками и привлекательность игр с ними развивают у детей сообразительность, воспитывают настойчивость, приучает к порядку и дисциплине.
Каждый из нас хочет, чтобы его дети росли здоровыми и крепкими. Но вот как этого добиться, знают далеко не все. А вот при совместных усилиях добиться этого можно. В чем я и стремлюсь убедить родителей, одновременно информируя их относительно практических методов поддержания здоровья детей нетрадиционными методами.
Мониторинг состояния здоровья детей показал, что у детей сформированы основные движения и физические качества, представления о ЗОЖ, соблюдение элементарных правил ЗОЖ, владение основными культурно-гигиеническими навыками.
В процессе диагностических данных наблюдается положительная динамика в развитии двигательных умений и навыков, а также физических качеств. К концу года применения нетрадиционных форм оздоровления у детей снизился процент заболеваемости по ОРЗ, ОРВИ, у детей активно развита мелкая моторика рук, дети самостоятельно выполняют упражнения по профилактике плоскостопии. Это дает возможность утверждать об успешном внедрении нетрадиционных методов оздоровления, что является основой для дальнейшего универсального развития и совершенствования.
Продолжая вовлекать родителей в процесс оздоровления детей, я провела встречу, на которой как раз и обсуждались нетрадиционные средства оздоровления детей. Вниманию присутствующих был представлен комплекс упражнений восточной гимнастики для укрепления позвоночника, гимнастика для пальцев ног, упражнения для снятия утомления. Дети вместе с родителями изготовили массажеры для рук.
Система оздоровления детей, о которой здесь рассказано, позволила сократить число случаев их заболеваний по причине простуды. Если в начале года уровень заболеваемости детей регистрировался на уровне 4, 3%, то к концу года он снизился до 2, 1%. У детей улучшилась физическая подготовленность в целом. Обследование показало высокий уровень подготовленности у 15 детей, средний уровень - у 12 детей.
Всем воспитателям детей дошкольного возраста всегда следует помнить высказывание А. Мюссе: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».
Заботясь о здоровье детей, поддерживая у них бодрость стремлюсь сделать счастливым каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Журнал «Дошкольное воспитание» №6 (2002, №10 (2004, №6 (2005, №8 (2005, №11 (2005, №1 (2006).
Журнал «Ребенок в детском саду» №1 (2006, №6. (2006).
Журнал «Детский сад от А до Я» №3 (2004).
Журнал «Управление ДОУ» №5 (2003, №8. (2006).
Приложение к журналу «Управление ДОУ» : статья «Адаптационные группы в МДОУ».
Журнал «Музыкальный руководитель» №1 (2007).
Журнал «Обруч» №5 (1998, №6 (2006, №6 (2000, №1 (2006, №5 (2006, №1 (2007).
Журнал «Логопед» №5 (2006).
Журнал «Психология в детском саду» №2 (2006).
Александрова Ю. Программа «Остров здоровья».
Пенькова А. Под парусом лето плывет по земле.
Чернецкая Л. В. Сердце отдаю детям: Психологические игры и тренинги в детском саду.