Осина Олеся Александровна
Применение в работе по развитию связной речи детей с ОНР логосказок с использованием театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ:
«Применение в работе по развитию связной речи детей с ОНР логосказок, с использованием театрализованной деятельности».
Публикация «Применение в работе по развитию связной речи детей с ОНР логосказок с использованием театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Когда работаешь с детьми имеющими диагноз ОНР, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. И нам на помощь приходит СКАЗКА.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели. Эти сказки могут представлять собой как целое занятие, так и часть занятия или дидактическую игру.
Логосказки – целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Для сказок я использую общеизвестные сюжеты, придумываю сама, можно в совместном творчестве с ребёнком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки – спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров, я использую такие как :
а) пальчиковый;
б) рукавичковый;
в) театр «деревянных ложек»;
г) театр «катушек»; д) театр «прищепок»; е) театр «туфелек»; ж) театр «пластмассовых крышек».
Декорациями могут служить ширмы, мини – макеты, дидактические пособия, панорамы на определенную тему.
Логосказки являются дидактическими, так как создаются учителем-логопедом, с одной стороны, для коррекции и развития психологической базы речи ребенка с ОВЗ, с другой, для организации учебного материала по воспитанию языковых и коммуникативных способностей.
ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК И ФОРМЫ РАБОТЫ :
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) :
-Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
- Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
-Сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко) :
-Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков). 3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
- Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий). 4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
-Сказки, способствующие формированию связной речи. Через использование логосказок решаются следующие задачи по развитию связной речи :
– создание благоприятной среды для речевой активности и творчества ребенка;
-развитие всех компонентов речи, в занимательной для дошкольника форме: это и обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие диалогической и монологической видов речи.
– развитие просодической стороны речи;
– осуществление сотрудничества учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи. Занятие строится по алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к учебной деятельности. Использую основные виды рассказывания: пересказы, придумывание завершения сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал, коллективное сочинение сказки.
Так как по самообразованию я работаю по теме : «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР», то стараюсь проводить интегрированные занятия по развитию связной речи и развитию мелкой моторики с использованием логосказок. Например : занятие по теме «Транспорт» (авторская сказка про маленький автомобильчик, с использованием театра «прищепок»). Или вот театр «туфелек», можно использовать для обыгрывания диалогов, постановки сказок и придумывания детьми собственных сказок, опять в сочетании с развитием мелкой моторики детей. Формы работы : - НОД; - индивидуальная работа; - театрализованная деятельность.
Результаты: применение в работе логосказок с использованием театрализованной деятельности дало возможность повысить уровень связной монологической речи детей с ОНР и развить их творческие способности.
Литература: «Инновации – в логопедическую практику» - составитель О. Е. Громова., М: ЛИНКА-ПРЕСС:2008 г.
«Логопедические сказки для развития речи : Сказка в природосообразном образовании – СПб: КАРО, 2008 г.