Наталья Шаяхметова
Применение элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Применение элементов театрализованной деятельности
в работе учителя-логопеда.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «Развитие звуковой культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие».
Публикация «Применение элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Для дошкольников занятия по развитию звуковой культуры речи бывают зачастую трудны и однообразны, ребенок проявляет невнимательность, недостаточную работоспособность, повышенную утомляемость. В своей работе мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы работы и удержать внимание детей в процессе занятия, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся в памяти и использовался в новых условиях.
Использование в работе элементов театрализованной деятельности помогут сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
«Вводя дошкольников с ОВЗ через театрализованную игру в мир родного слова, в мир грамотной речи, мы решаем одновременно три задачи: погружаем детей в комфортную для них стихию игры, сглаживая строгие рамки традиционных занятий; развиваем внимание, мышление, память, воображение; придаем учебному процессу привлекательный вид, превращая учебу в интересный и веселый труд». Какие же элементы театрализованной деятельности может использовать учитель-логопед в работе по развитию звуковой культуры речи?
Ребёнок с большой радостью присутствует на занятии, в котором участвуют герои-куклы. Во время проведения артикуляционной гимнастики предлагается использовать игрушку «Бегемотик Жужа» или перчаточную куклу «Лягушку-говорушку». Игрушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять игрушками. Ребенок может надеть на руку, открыть, закрыть рот лягушки или бегемотика, потрогать язык, показать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).
Эти игрушки также можно использовать на фронтальных занятиях – они являются занимательными персонажами, создают благоприятный эмоциональный фон на занятии, могут выполнить пальчиковую гимнастику или физ. минутку.
Предлагается использовать крупные маски сказочных героев, у которых вместо рта – прорези
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости. Но одинаковые упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки, которые мы называем - «Сказка о весёлом язычке», «Пузырь и соломинка», «Приключения дракоши», «Путешествие тигры Рычалкина».
Для достижения лучших результатов в работе можно использовать бионергопластику (сопряженные действия пальцев и языка, кистей рук и языка – упражнения объединяются простым сюжетом, что и позволяет назвать их элементами театрализации).
На индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения с детьми, у которых звук уже на стадии автоматизации, также можно использовать кукол или пальчиковый театр (ребёнок надевает на руку или на пальчик куколку или игрушку и автоматизируем звук изолированно, в слогах, словах, чистоговорках.
В работе я использую настольный театр и куклы- символы звуков.
Особая роль отводится упражнениям на развитие дыхания, упражнениям, направленным на выработку мимики и пантомимики интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. И здесь уже и воспитатели группы творчески присоединяются к работе учителя-логопеда.
Ярким логичным завершением, а также своеобразным закрепляющим моментом будет драматизация сказки.
В её подготовке участвуют все педагоги группы, работающие с детьми : учителем-логопедом подобран речевой материал, соответствующий уровню речевого развития, для того чтобы каждый ребёнок был заинтересован и мог принять посильное речевое участие, воспитатели и психолог работают над интонационной стороной речи, отрабатывают упражнения на перевоплощение, эмоциональное реагирование.