Папки-передвижки

Опыт работы на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Светлана Юрьева
Опыт работы на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Информационный лист

1. Юрьева Светлана Владимировна

2.19. 04. 1976г.

3. Высшее. Борисоглебский государственный педагогический институт, 2001г.

Публикация «Опыт работы на тему „Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Рецензия на обобщение опыта по теме : «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» воспитателя МБДОУ №15 г. Липецка

В опыте представлена работа с детьми 3 – 5 лет. В работе воспитатель особое внимание уделяет индивидуальной работе c детьми, основанной на игровом подходе к речевому развитию детей, в выборе оптимальных методов и приемов работы, что способствует формированию речевой активности.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Особое внимание уделяется обогащению развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, влияющими на уточнение и обогащение словаря, развитие речевой активности детей.

Педагогом создаются условия в группе для формирования сюжетной-ролевой игры дошкольников. В работе с детьми младшей и средней возрастных групп считаю эффективным сочетание наглядных и словесных методов.

Педагогом выстроена система взаимодействия с воспитателями и родителями в упражнении по усвоению детьми свистящих звуков, направленная на использование практического материала родителями в условиях дома и воспитателями в утренние и вечерние часы.

Взаимодействие с семьями воспитанников выстроила с использованием коллективных и индивидуальных форм работы, включающих как теоретическую, так и практическую направленность. Широко рекомендует родителям памятки с практическим материалом, который доступен для использования дома.

Практический материал представлен: комплексами дидактических игр и упражнений на речевую активизацию; перспективным планом; подборкой речевого материала для игровой деятельности; конспектами развлечений и образовательной деятельности по речевой и игровой деятельности; памятками для родителей.

Тема актуальна, представляет познавательный и практический интерес. Опыт работы может быть использован воспитателями в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

РЕЦЕНЗЕНТ: старший воспитатель

Аннотация

Юрьева Светлана Владимировна представила свой опыт работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» на педагогическом совете МБДОУ детский сад №15 города Липецка.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Актуальность

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и наблюдаю за ними, за их развитием. Постоянно изучаю данные мониторинга развития детей. Наблюдая за тем, как развивается речь детей, как играют малыши, я сделала вывод о том, что с каждым годом ситуация ухудшается.

Дети перестали общаться между собой с помощью речи, не вступают в диалог. А ведь развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими необходимо. И начинать эту работу надо уже в раннем возрасте.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

Связная речь - наивысшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Поэтому, главная задача воспитателя ДОУ найти те актуальные формы работы с детьми, через которые было бы эффективно развивать связную речь дошкольников.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая и монологическая речь.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского. Он отмечает сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).

По мнению исследователей (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Поэтому, считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами - движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.

Таким образом, рассмотрев роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы.

Цель: внедрить в образовательный процесс элементы театрализованной деятельности, как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи :

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Изучить состояние работы по развитию речи детей во второй младшей и средней возрастной группе, провести мониторинг.

3. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи детей через театрализованную деятельность.

4. Пополнить игровой центр соответствующими материалами.

5. Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.

6. Привлечь родителей к работе по проекту, вести просветительскую работу о значении театрализованных игр для развития речи детей.

Работу по проекту строила поэтапно.

Подготовительный этап

- Изучила методическую литературу по данному вопросу.

- Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, выявила, что у 80 % детей низкий уровень развития речи, у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной и выразительной речи, отсутствуют коммуникативные навыки.

- Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить у них представления о важности развития речи детей, которое показало, что 60% родителей не придают особого значения специальной подготовке по развитию речи детей.

- Проанализировала условия для развития и проведения театрализованной игры : определение место для игры, пересмотрела оснащение театрализованных игр – приобрела разнообразные театрализованные игрушки, обновила декорации и атрибуты.

Содержательный этап

Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка : стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приё мы:

игровые:

- использование элементов подвижной игры

- сюрпризные моменты

- имитационные движения с элементами звукоподражания

- обыгрывание текста

словесные:

- повторение речевого материала

- вопросы

- использование текстов с повторяющимися элементами

- чтение произведений со звукоподражаниями

- договаривание слов, фраз

- похвала

наглядные:

- использование иллюстраций к текстам

- использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определё нных требований:

- содержание и разнообразие тематики

- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса

- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр

- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.

При решении поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила :

- Игры–имитации образов животных, людей;

- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;

- Инсценировки произведений;

- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать.

Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.

Вместе с детьми обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как С. Я. Маршак, А. Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей, что сложно давалось малышам. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, но впоследствии разыгрались и втянулись в занятия.

Содержанием занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлось практическое действие каждого ребёнка.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приё мы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Целенаправленно работа по проекту велась один раз в неделю, но театрализованная деятельность так прочно вошла в нашу жизнь с детьми, что стала использоваться во всех режимных моментах, включаться во все виды НОД, в совместной деятельности детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др., использовали в содержании праздников, развлечений, которые показывали для детей других групп и родителей.

Чтобы добиться успеха в своей работе, необходимо, что бы родители были с нами в контакте, стали единомышленниками. Поэтому в установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использовала разнообразные формы работы :

Анкетирование (Приложение 3)

Родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями (Приложение 4)

Рекомендации в родительском уголке:

1. «Как правильно разучивать стихи?»

2. «Театр в жизни вашего ребенка».

3. «Как организовать домашний театр

4. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»

5. «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»

Мастер – класс «Театр – это интересно».

Приглашение на театрализованные представления.

Привлечение к изготовлению атрибутов разных театров.

Заключительный этап

На конец учебного года, при повторной диагностике детей, было выявлено, что у 45 % детей высокий уровень развития речи, у них обогатился словарный запас, они стали более выразительны в речи, повысился уровень коммуникативных навыков, дети более свободно стали общаться со взрослыми и сверстниками.

Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является эффективным методом развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Свой педагогический опыт по данной теме представила коллегам ДОУ на итоговом педсовете, показала открытое мероприятие «В театр мы играем, речь развиваем».

Предполагаю дальнейшую работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей уже средней группы, условия реализации ФГОС ДО, обмен опытом с другими коллегами, работающими в данном направлении, поддержку со стороны родителей и администрации дошкольного учреждения.

Педагогический опыт «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»» имеет практическую значимость и обладает элементами новизны, может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в условиях семейного воспитания.

Вывод.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.

В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста, составила перспективный план, изучила механизм руководства театрализованной деятельностью и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.

Театрализованная деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Театрализованная деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

Я считаю, что выбранная мною тема достаточно подробно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников в театрализованной деятельности «Развитие речи дошкольников в театрализованной деятельности.»(сообщение из опыта работы) Воспитатель Ефимова Ольга Владимировна. Театрализованная.

Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» Опыт работы по теме «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» в подготовительной.

Педагогический опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом. За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала от детей.

Проек «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» 1 Этап Целеполагание: Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Развитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Опыт работы «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных.

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность — эффективное средство развития речи дошкольников 6–7 лет» Статья «Опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность – эффективное средство развития речи дошкольников 6-7 л. Театр — это волшебный.

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Опыт работы Слайд 2. Задачи взаимодействия с родителями. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»
Опубликовано: 19 июня 2019 в 23:09
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юрьева (УИ 256750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД