Ольга Устюгова
Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.
Актуальность проекта.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение, а живого человеческого общения получают недостаточно- развитие речи затормаживается. Отсюда у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?
В своей педагогической деятельности мы используем такие методы, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для этого мы решили применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию.
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Взяв за основу мнение великих педагогов, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большакова – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника включает в себя : мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”. (Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м. : мозаика синтез, 2014) Программа “От рождения до школы ” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и речевую активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития речевых способностей детей дошкольного возраста.
Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста, нами составлен проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.
Цель проекта :
- развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приемов мнемотехники.
Задачи проекта :
- создать условия для развития умений запоминать и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
- создать условий для развития речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
- развивать связную и диалогическую речь.
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки. (по мнемотаблице и коллажу).
- развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
- продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
- упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
- закреплять и расширять знания детей о сказках;
- воспитывать культуру речи.
- обогащать и расширять словарь детей, совершенствовать диалогическую речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
- развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
- побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.
- продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.
- развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.
- формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникативные, творческие способности детей;
В работе с родителями:
- вовлекать родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов и родителей
- повысить компетентность родителей по вопросам развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
- активное включение родителей в образовательный процесс.
- повысить компетентность родителей в вопросе использования приема мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей среднего возраста.
Предполагаемый продукт проекта :
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки перед детьми младшего возраста, презентация опыта работы на педагогическом совете по результатам проекта.
.
Характеристика проекта
Вид проекта : информационно - творческий.
По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев.
По составу: групповой
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников (официальные представители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта : театр, ширма, театральное представление, сцена, зрительный зал, декорации, афиша, театр бибабо, кукольный спектакль.
Мотивация: Вы хотите превратиться в героев сказок и попасть в них?
Объект исследования: связная речь детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
Оборудование и материалы: Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.
Содержание проекта.
Для развития связной речи детей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течение месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
В средней группе нами за основу взяты русские народные сказки.
Обучение рассказыванию литературных произведений начинаем со знакомых сказок : «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» при этом используется приём совместного рассказа.
Схема обучения пересказу сказки :
1. Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед (и баба) Была у них (курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
3. Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приё м художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.
4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки с помощью взрослого.
Для детей среднего дошкольного возраста предлагаем использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Организация развивающей среды в группе.
5. Создание условий для продуктивной деятельности.
6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у Феи сказок»
Основной этап.
Реализация плана мероприятий:
1. Работа по плану мероприятий
2. Создание презентации.
3. Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).
Заключительный этап.
1. Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Планы на продолжение работы по проекту, с использованием приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта «В гостях у сказки» :
- повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаться в образовательный процесс;
- обогатится и расширится словарь детей, совершенствуется диалогическая речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
- повысится творческая активность детей : они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
- появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети будут с интересом смотреть театральные постановки и с удовольствием воспроизводить их в своей игровой деятельности;
- родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
Вхождение в проект.
Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.
Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.
Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?
Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.
Что мы будем делать, чтобы научиться по- разному изображать сказки?
План мероприятий.
Сентябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», с использованием панорамы.
2. Показ настольного театра «Курочка Ряба» (разные виды театров)
3. Слушание сказки в аудиозаписи «Курочка Ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка Ряба».
5. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с помощью пальчиковой игры.
6. Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» по ноутбуку.
7. Рассказывание детьми сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблицы.
Изобразительная деятельность: аппликация с элементами рисования «Гнездо для курочки Рябы».
Двигательная деятельность: подвижная эстафета «Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
Музыкальная деятельность: обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.
Октябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием панорамы.
2. Показ пальчикового театра «Теремок».
3. Вспомним сказку по коллажу.
4. Рассказывание сказки «Теремок» с помощью пальчиков.
5. Моделирование сказки «Теремок».
6. Просмотр мультфильма «Теремок» по ноутбуку.
7. Игра-пазлы «Теремок».
8. Слушание сказки в аудиозаписи «Теремок».
9. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Кто в теремочке живёт?»
Двигательная деятельность: подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
Музыкальная деятельность: инсценировка по сюжету сказки.
Ноябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Репка» с использованием панорамы.
2. Показ плоскостного театра «Репка» на фланелеграфе.
3. Н/печатная игра «Репка».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание сказки «Репка» с помощью пальчиков.
6. Слушание сказки в аудиозаписи «Репка».
7. Игра-пазлы «Репка».
8. Моделирование сказки «Репка».
9. Просмотр мультфильма «Репка» по ноутбуку.
10. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».
Музыкальная деятельность: муз. дид. игра «Урожай собирай».
Декабрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием панорамы.
2. Показ настольного театра «Колобок» (би-ба-бо)
3. Игра-пазлы «Колобок».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Моделирование сказки «Колобок».
6. Рассказывание сказки «Колобок» с помощью пальчиков.
7. Слушание сказки в аудиозаписи «Колобок».
8. Просмотр мультфильма «Колобок» по ноутбуку.
9. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: аппликация-коллаж «Путешествие колобка» (коллективная работа).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Хитрая лиса».
Музыкальная деятельность: музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок».
Январь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание сказки в аудиозаписи «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
6. Рассказывание сказки «Маша и медведь» с помощью пальчиков
7. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» по ноутбуку.
8. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Маша и медведь» (трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность: подвижная игра «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору»
Февраль.
1. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».
2. Показ плоскостного театра «Заюшкина избушка» на фланелеграфе.
3. Настольно - печатная игра «Расскажи сказку».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Моделирование сказки «Заюшкина избушка».
6. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью пальчиков.
7. Слушание сказки в аудиозаписи «Заюшкина избушка».
8. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка» по ноутбуку.
9. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Лисья избушка» (НТР солёный рисунок).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Лиса и петухи».
Март.
1. Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Слушание сказки в аудиозаписи «Петушок и бобовое зернышко».
6. Моделирование сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
7. Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью пальчиков.
8. Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зёрнышко» по ноутбуку
9. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы
Продуктивная деятельность: рисование использование нетрадиционной техники (набрызгом и ладошкой) «Петушок и курочки клюют зёрнышки.
Двигательная деятельность: эстафета «Петушки».
Музыкальная деятельность: попевки про петушка.
Апрель.
1. Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята» с использованием панорамы.
2. Инсценирование сказки «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Расскажи сказку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
5. Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.
7. Рассказывание сказки «Волк и козлята» с помощью пальчиков.
8. Слушание сказки в аудиозаписи «Волк и козлята».
9. Просмотр мультфильма «Волк и козлята».
10. Рассказывание детьми сказки «Волк и козлята» с помощью мнемотаблицы
Продуктивная деятельность: рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)
Двигательная деятельность: соревнование козлят с волком.
Музыкальная деятельность: музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»
Май.
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Вспомним сказку по коллажу.
Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Презентация результатов реализации проекта : показать драматизацию сказок «Заюшкина избушка» детям младшей группы.
Работа с родителями.
Сентябрь: Педагогическое просвещение родителей «Использование мнемотехники для детей среднего дошкольного возраста»
Октябрь: Семинар – практикум «Как работать с мнемотаблицами».
Ноябрь: Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц, составленных по сказкам.
Февраль: Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по сказкам.
Март: Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками.
Апрель: Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презентации сказок «Заюшкина избушка» Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками
Май: «Герои в русских народных сказках» Выставка совместных рисунков родителей и детей.
Литература.
1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»— М. : мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.
10. Ушакова О. С, Ознакомление с художественной литературой