МААМ-картинки

Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники

Ольга Устюгова
Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „В гостях у сказки“ по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники» размещена в разделах

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение, а живого человеческого общения получают недостаточно- развитие речи затормаживается. Отсюда у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?

В своей педагогической деятельности мы используем такие методы, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для этого мы решили применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию.

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Взяв за основу мнение великих педагогов, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большакова – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника включает в себя : мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”. (Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м. : мозаика синтез, 2014) Программа “От рождения до школы ” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и речевую активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития речевых способностей детей дошкольного возраста.

Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста, нами составлен проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.

Цель проекта :

- развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приемов мнемотехники.

Задачи проекта :

- создать условия для развития умений запоминать и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.

- создать условий для развития речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

- развивать связную и диалогическую речь.

- развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки. (по мнемотаблице и коллажу).

- развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

- продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

- упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.

- закреплять и расширять знания детей о сказках;

- воспитывать культуру речи.

- обогащать и расширять словарь детей, совершенствовать диалогическую речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;

- развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.

- побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.

- продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.

- развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.

- формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

- развивать коммуникативные, творческие способности детей;

В работе с родителями:

- вовлекать родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов и родителей

- повысить компетентность родителей по вопросам развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

- активное включение родителей в образовательный процесс.

- повысить компетентность родителей в вопросе использования приема мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей среднего возраста.

Предполагаемый продукт проекта :

Драматизация сказки «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки перед детьми младшего возраста, презентация опыта работы на педагогическом совете по результатам проекта.

.

Характеристика проекта

Вид проекта : информационно - творческий.

По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев.

По составу: групповой

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников (официальные представители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта : театр, ширма, театральное представление, сцена, зрительный зал, декорации, афиша, театр бибабо, кукольный спектакль.

Мотивация: Вы хотите превратиться в героев сказок и попасть в них?

Объект исследования: связная речь детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.

Оборудование и материалы: Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.

Содержание проекта.

Для развития связной речи детей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течение месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.

В средней группе нами за основу взяты русские народные сказки.

Обучение рассказыванию литературных произведений начинаем со знакомых сказок : «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» при этом используется приём совместного рассказа.

Схема обучения пересказу сказки :

1. Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.

2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед (и баба) Была у них (курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.

3. Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приё м художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.

4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки

Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации: символы в образы.

3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки с помощью взрослого.

Для детей среднего дошкольного возраста предлагаем использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).

3. Подбор наглядно-дидактического материала.

4. Организация развивающей среды в группе.

5. Создание условий для продуктивной деятельности.

6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у Феи сказок»

Основной этап.

Реализация плана мероприятий:

1. Работа по плану мероприятий

2. Создание презентации.

3. Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).

Заключительный этап.

1. Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.

2. Планы на продолжение работы по проекту, с использованием приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.

Ожидаемый результат.

В процессе реализации проекта «В гостях у сказки» :

- повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаться в образовательный процесс;

- обогатится и расширится словарь детей, совершенствуется диалогическая речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;

- повысится творческая активность детей : они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;

- появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;

- дети будут с интересом смотреть театральные постановки и с удовольствием воспроизводить их в своей игровой деятельности;

- родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

Вхождение в проект.

Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.

Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.

Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?

Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.

Что мы будем делать, чтобы научиться по- разному изображать сказки?

План мероприятий.

Сентябрь.

1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», с использованием панорамы.

2. Показ настольного театра «Курочка Ряба» (разные виды театров)

3. Слушание сказки в аудиозаписи «Курочка Ряба».

4. Моделирование сказки «Курочка Ряба».

5. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с помощью пальчиковой игры.

6. Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» по ноутбуку.

7. Рассказывание детьми сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблицы.

Изобразительная деятельность: аппликация с элементами рисования «Гнездо для курочки Рябы».

Двигательная деятельность: подвижная эстафета «Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»

Музыкальная деятельность: обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.

Октябрь.

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием панорамы.

2. Показ пальчикового театра «Теремок».

3. Вспомним сказку по коллажу.

4. Рассказывание сказки «Теремок» с помощью пальчиков.

5. Моделирование сказки «Теремок».

6. Просмотр мультфильма «Теремок» по ноутбуку.

7. Игра-пазлы «Теремок».

8. Слушание сказки в аудиозаписи «Теремок».

9. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: рисование «Кто в теремочке живёт?»

Двигательная деятельность: подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».

Музыкальная деятельность: инсценировка по сюжету сказки.

Ноябрь.

1. Рассказывание русской народной сказки «Репка» с использованием панорамы.

2. Показ плоскостного театра «Репка» на фланелеграфе.

3. Н/печатная игра «Репка».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание сказки «Репка» с помощью пальчиков.

6. Слушание сказки в аудиозаписи «Репка».

7. Игра-пазлы «Репка».

8. Моделирование сказки «Репка».

9. Просмотр мультфильма «Репка» по ноутбуку.

10. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».

Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».

Музыкальная деятельность: муз. дид. игра «Урожай собирай».

Декабрь.

1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием панорамы.

2. Показ настольного театра «Колобок» (би-ба-бо)

3. Игра-пазлы «Колобок».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Моделирование сказки «Колобок».

6. Рассказывание сказки «Колобок» с помощью пальчиков.

7. Слушание сказки в аудиозаписи «Колобок».

8. Просмотр мультфильма «Колобок» по ноутбуку.

9. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: аппликация-коллаж «Путешествие колобка» (коллективная работа).

Двигательная деятельность: подвижная игра «Хитрая лиса».

Музыкальная деятельность: музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок».

Январь.

1. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

4. Слушание сказки в аудиозаписи «Маша и медведь».

5. Моделирование сказки «Маша и медведь».

6. Рассказывание сказки «Маша и медведь» с помощью пальчиков

7. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» по ноутбуку.

8. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: рисование «Маша и медведь» (трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.

Двигательная деятельность: подвижная игра «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору»

Февраль.

1. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ плоскостного театра «Заюшкина избушка» на фланелеграфе.

3. Настольно - печатная игра «Расскажи сказку».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Моделирование сказки «Заюшкина избушка».

6. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью пальчиков.

7. Слушание сказки в аудиозаписи «Заюшкина избушка».

8. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка» по ноутбуку.

9. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: рисование «Лисья избушка» (НТР солёный рисунок).

Двигательная деятельность: подвижная игра «Лиса и петухи».

Март.

1. Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Слушание сказки в аудиозаписи «Петушок и бобовое зернышко».

6. Моделирование сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

7. Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью пальчиков.

8. Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зёрнышко» по ноутбуку

9. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы

Продуктивная деятельность: рисование использование нетрадиционной техники (набрызгом и ладошкой) «Петушок и курочки клюют зёрнышки.

Двигательная деятельность: эстафета «Петушки».

Музыкальная деятельность: попевки про петушка.

Апрель.

1. Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята» с использованием панорамы.

2. Инсценирование сказки «Волк и козлята».

3. Н/печатная игра «Расскажи сказку».

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

5. Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.

7. Рассказывание сказки «Волк и козлята» с помощью пальчиков.

8. Слушание сказки в аудиозаписи «Волк и козлята».

9. Просмотр мультфильма «Волк и козлята».

10. Рассказывание детьми сказки «Волк и козлята» с помощью мнемотаблицы

Продуктивная деятельность: рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)

Двигательная деятельность: соревнование козлят с волком.

Музыкальная деятельность: музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»

Май.

Отгадывание загадок по сказкам.

Дидактическая игра «Наши сказки».

Вспомним сказку по коллажу.

Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.

Презентация результатов реализации проекта : показать драматизацию сказок «Заюшкина избушка» детям младшей группы.

Работа с родителями.

Сентябрь: Педагогическое просвещение родителей «Использование мнемотехники для детей среднего дошкольного возраста»

Октябрь: Семинар – практикум «Как работать с мнемотаблицами».

Ноябрь: Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц, составленных по сказкам.

Февраль: Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по сказкам.

Март: Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками.

Апрель: Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презентации сказок «Заюшкина избушка» Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками

Май: «Герои в русских народных сказках» Выставка совместных рисунков родителей и детей.

Литература.

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»— М. : мозаика синтез, 2014.

3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.

10. Ушакова О. С, Ознакомление с художественной литературой

Публикации по теме:

Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Пояснительная записка “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Дидактический материал по познавательному и речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Дидактический материал по познавательному и речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Дидактическое пособие для детей «В гостях у сказки» Назначение пособия • Развивать умение располагать в правильной последовательности.

Формирование связной речи у детей старшего возраста с использованием приёмов мнемотехники Формирование связной речи у детей старшего возраста с использованием приемов мнемотехники. Речь – великий дар природы, благодаря которому.

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» Содержание. • Актуальность.

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Доклад на тему: «Использование мнемотехники в развитии.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Консультация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ красивой, грамотной, чёткой речи, что является важным условием умственного.

Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста Средняя группа Месяц Цель работы Форма, содержание работы Сентябрь 1. Развивать умение вести диалог в условиях наглядно представленной.

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Обсудить с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
Опубликовано: 8 июня 2019 в 21:20
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Устюгова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД