НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
«Развивающие игры по методике Марии Монтессори для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь ребенку раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.
Метод Марии Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
Основной принцип Марии Монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды — Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль воспитателя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Игры Марии Монтессори – эти игры простые и естественные, игрушками могут стать все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом. Эти игры способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.
Пересыпаем ложкой.
Игра развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии, а также учит пользоваться ложкой.
Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка. Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).
Такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.
Опускаем предметы в узкие отверстия.
Игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). Дети любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.
Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасолины, бусинки, пуговицы и т. п., а также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами.
Для детей такое задание – серьезная работа, потому что в раннем возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.
Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.
Ищем клад.
Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы, смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка). Попросите ребенка найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком.
В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков, развивается мелкая моторика.
Прожорливая коробочка.
Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного щенка. Ребенок с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь.
Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.
Учимся сортировать.
Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.
Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки. Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу, различные виды макаронных изделий, мозаику (по цвету) и т. д. В качестве емкости для сортировки можно использовать небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой. Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик».
Играем с манкой.
Огромной популярностью пользуются у детей игры с манкой. Достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками и показать ребенку, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами. При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.
Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите ребенку поэкспериментировать с палочкой. Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (ребенок с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет).
Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно!