Наталья Немчанинова
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
У детей с нарушением речи затруднено формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и памяти. Если не заниматься с таким ребенком, не работать с ним над развитием памяти, то в школе его может ожидать множество проблем с обучением. Ведь как минимум 50% успешности ребенка зависят от хорошей памяти.
Мнемотехника - один из самых действенных инструментов, позволяющих тренировать память. Это своеобразный прием наглядного моделирования, который я использую в работе. Такой способ приносит отличные результаты на занятиях по развитию связной речи и в работе по автоматизации звуков. Для того, чтобы достигнуть необходимого эффекта, обучение мнемотехнике должно быть поэтапным.
Первый этап. Для составления словосочетаний и простых предложений используется мнемоквадрат - отдельный, схематичный рисунок, который изображает один предмет, действие или словосочетание.
Второй этап. Разучивание скороговорок, чистоговорок, описание времен года, пересказ небольших историй. Все происходит с помощью мнемодорожки - коллажа, состоящего из 3-4 изображений.
Третий этап. Использование мнемотаблицы - схемы, состоящей из нескольких квадратов, в которых заложена определенная информация. Применяется для пересказа сказки, составления рассказа по сюжетной картинке или серии картинок. В каждом из квадратов таблицы находится рисунок, либо схематичное изображение основных пунктов сюжета, то есть весь необходимый текст зарисовывается простыми схематичными рисунками и, глядя на них, ребенок легко запоминает информацию.
Применение мнемотехники - это широкое поле возможностей для ребенка. Во-первых, происходит развитие памяти, так как процесс запоминания речевого материала становится гораздо легче. Во-вторых, мнемотехника способствует развитию речи, формируя навык составления длинных описательных предложений, рассказов, пересказа прочитанного текста. В-третьих, у ребенка стимулируется развитие внимания, ведь схемы и таблицы требуют сосредоточенности и концентрации для полного понимания тех или иных действий, последовательности событий.
А, четвертое - это развитие мышления. У ребенка формируются навыки выстраивания логической цепочки событий, воспроизведения истории в нужном, верном порядке (начало-середина-завершение, перевод визуальной информации в абстрактную.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяет представление ребенка об окружающем мире, формирует связную речь, развивает познавательную активность и коммуникативные навыки, обогащает активный словарь.