Марина Лазарева
Педагогические технологии в работе по развитию связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология-это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогические технологии-совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм,методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Публикация «Педагогические технологии в работе по развитию связной речи дошкольников» размещена в разделах
Педагогическая технология-это содержательная техника реализации учебного процесса.
Технология-это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Технология обучения-это составная процессуальная часть дидактической системы.
Педагогическая технология-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогическая технология-это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
Целью работы педагога по развитию связной речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка-его умение решать игровые, учебные, бытовые задачи по средством речи.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии : проектная деятельность, групповое взаимодействие детей, исследовательская деятельность, создание детского портфолио, коллекционирование, информационно-коммуникативные технологии, технология "Азбука общения" Л. Н. Шипициной, технология "Развитие диалогического общения" А. Г. Арушановой, "Обучение составлению творческий рассказов", технология ТРИЗ, моделирование, мнемотехника, технологии обучения образной речи, технология синквейна, сказкотерапия (сочинение детьми сказок, артикуляционная и пальчиковая гимнастика,логоритмика, минидраматизации,инсценировка.
Остановимся немного на некоторых из них
Познавательно-исследовательская деятельность-это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки-познает свойства воды, обедает-познает съедобное не съедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени-ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание (собака-домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом, повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком-то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются теперь в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятой самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем-нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями ( пример: песок-это сыпучий материал. он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить).
Познавательно-исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектов-совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
-он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
-развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
-проектный метод-это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
-основное предназначение методов проектов-предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
-проектная деятельность дает возможность воспитывать "деятеля", а не "исполнителя", развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Речевое творчество-это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Выделяют следующие виды речевого творчества:
1. Пересказ.
2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. ИКТ вовлекает детей в воспитательно-образовательный процесс, способствую наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
-предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника-игре;
-ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал. что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
-привлечь внимание детей движением. звуком, мультипликацией;
-поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
-развивать у дошкольников исследовательское поведение;
-расширять творческие возможности самого педагога.
Коллекционирование-одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения связной речи дошкольников и развития познавательной активности.
В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентирования на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
Технология "Азбука общения" Л. Н. Шипицыной
Технология "Азбука общения"позволяет развивать навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. "Азбука общения" представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
"Развитие диалогического общения"
Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А. Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Моделирование
Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Моделирование-способ, при котором речевая деятельность может быть представлена в наглядной форме. Модель-это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутри текстовой связи.
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Методы моделирования:
1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры, плоскостные театры, фланелеграф, иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
2. Предметно-схематическое моделирование (структура текста-круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрический фигур)
3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.
Технология синквейна
Синквейн-новая технология в развитие речи дошкольников. Синквейн-стихотворение без рифмы из пяти строк.
В первой строке-должна находится сама тема (заголовок)дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы:кто? что?
Во второй строке находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке-содержаться уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопросы: что делает? что делают?
В четвертой строке-ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
Пятая строка-последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвертой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи также разрешаются.