Эльмириа Хакимова
Развитие связной речи с использованием лего-технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Конструкторы ЛЕГО позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней не речевые виды деятельности. В поисках ответа на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в развивающей работе конструктор ЛЕГО.
Публикация «Развитие связной речи с использованием лего-технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетичности, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Применение ЛЕГО на занятиях позитивно отражается на качестве обучения, так как способствует:
• Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
• Формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
• Овладению слоговым составом слов (сколько слогов – столько лего);
• Развитию тактильных ощущений;
• Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
• Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, мышления, внимания);
• Формированию пространственной ориентации
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора, имеющий широкий ассортимент наборов, дает возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса, увеличения лексического запаса слова из пассивного словаря в активный.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и обработке падежных окончаний ( например: котёнок без чего? – без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Использование ЛЕГО – технологий дает возможность работать над пересказом, рассказом, диалогом. Пересказ рассказа не по сюжетной картине, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
ЛЕГО – игра (игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Полагаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий делает процесс обучения более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Конструкторы ЛЕГО используются в играх разнообразной направленности:
• дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
• в ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.
Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
ЛЕГО – игры помогают развивать интеллектуальные качества:
• внимание, память, особенно зрительную;
• умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
• способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей;
• умение находить ошибки и недостатки;
• способность предвидеть результаты своих действий.
Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.
Главное значение сенсорного воспитания дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске.
При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоем домике окошек? сколько ягодок на кустике).
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов (планируем использовать в следующем году).
Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие можно использовать различные формы работы. Предложить детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО - коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный.
Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причем в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. Н а основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала обучающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала.