анна спирина
НОД по развитию связной речи по форме проведения «Загадки» с использованием мнемотехники
Цель:
Обучение навыкам построения загадок посредствам мнемосхемы.
Задачи:
1. Закреплять навык связного рассказывания с помощью мнемосхемы.
2. Развивать языковое чувство через умение понимание смысла образных выражений, сравнений, загадок.
3. Обобщать и систематизировать знания детей о зимующих птицах.
4. Развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие.
5. Развивать фантазию и воображение, логическое мышление, связную речь.
Публикация «НОД по развитию связной речи по форме проведения „Загадки“ с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
6. Воспитывать в детях любовь к птицам через художественное слово (стихотворение, загадки).
7. Воспитывать навыки сотрудничества у детей, умение слушать собеседника.
Ход занятия.
1. Мотивация.
В. - Ребята, закройте глаза. (Звучит музыка – чирикает воробей, стрекочет сорока, каркает ворона.) Откройте глаза. Что вы слышали? (чирикает воробей) Правильно, воробей! (воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением воробья)
В. - Закройте глаза еще раз (звучит стрекот сороки). Откройте глаза, что вы услышали? (стрекот сороки) Верно, это стрекот сороки (воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением сороки)
В. - Закройте глаза еще раз (каркает ворона). Откройте глаза, что вы услышали? (стрекот сороки) Верно, это стрекот сороки (воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением сороки)
В. – Ребята, посмотрите на доску, эти птицы оставили нам послание! (Лапками птиц написано слово зима) Что вы видите? Ребята, как можно назвать одним словом всех этих птиц, которые зимой оставили нам такое послание? (зимующие) А каких зимующих птиц вы еще знаете? (Ребята называют зимующих птиц, воспитатель вывешивает их на доску)
2. Основная часть.
В. – Ребята, сейчас я задам вам очень сложный вопрос, ответить на него сможет только тот, кто меня внимательно слушает:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Что я вам сейчас прочитала? (ответы детей)
Это загадка, потому что в ней говорится о птице, но не называется, какая это птица. В загадке присутствует образное сравнение – то с чем сравнивают птицу в загадке, ее отличительные черты. Загадкой может быть и стихотворение, и рассказ, в котором никогда не произносится название загаданного героя.
В. - Сейчас я Вам прочитаю текст, а Вы мне скажите загадка это или нет:
В середине января
Слышно пенье снегиря,
То запела пташка
Красная рубашка
Это стихотворение, потому что в нем названа птица о которой говорится – снегирь. В загадке птица не называется.
В. – Ребята, отгадайте загадки:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
У них глаза большие,
Хищный клюв-всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Сама болтливая. (Сорока)
Гладенький, аккуратненький
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел)
Пальчиковая игра «Дятел» - координация движения с речью.
(Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони)
Я по дереву стучу.
Хоть он скрылся под корой.
Червячка добыть хочу.
Все равно он будет мой.
Дидактическое упражнение «Составь загадку» с использованием мнемосхемы.
В. - Ребята, зимующие птицы еще оставили нам письмо! Давайте посмотрим, что же в этом письме! Какие-то рисунки – это картинки –схемы!
Давайте рассмотрим каждую из них. На первой картинке изображено крыло и снежинка, как вы думаете, что эта картинка обозначает? Крыло – значит птица, ведь только у птиц есть крылья. Снежинка – означает зиму. Получилось – зимующая птица.
На второй картинке нарисованы три круга разной величины – что же это может означать? эта картинка поможет нам назвать размер птицы, о которой мы будем придумывать загадку.
Третья картинка – радужный круг и перо. Как вы думаете, что она означает? (Какого цвета оперение птицы)
Четвертая картинка – три головы птиц с разными клювами и знак вопроса. Что же она означает? Эта картинка означает – чем отличается клюв.
Пятая картинка – три вида птичьих лап и знак вопроса. Что же она означает? Эта картинка означает – чем отличаются лапы и как птица передвигается на них.
Шестая картинка – три вида хвоста. Как вы думаете, что она означает? Она означает – чем отличается хвост.
Седьмая картинка - виды корма птиц. Догадались, что она означает? Она подскажет нам - чем питается птица.
И, восьмая картинка – гнездо с птенцами. Как вы думаете, что она означает? Означает – где строят гнезда птицы и когда выводят птенцов.
Схемы-картинки разобрали. О чем же хотели попросить нас зимующие птицы, как вы считаете? Птицы бы хотели, чтобы о них мы составили загадки!
Давайте, попробуем вместе составить первую загадку! Какую птицу вы выбираете?
Нужно выбрать отличительные черты той или иной птицы и разложить наши картинки –схемы для помощи.
«Это зимующая птица. Маленькой величины. Грудка желтая с черным галстуком. Спинка черная с зеленым отливом. Голова черная, щечки – белые. Любит питаться зимой – пшеном и салом.»
Давайте теперь повторим загадку вместе. Кто попробует сам повторить?
Теперь разделимся на 2 команды. Каждая команда по очереди будет загадывать загадки с помощью мнемосхемы для другой. Победит та команда, которая лучше будет загадывать загадки.
Команде победителю вручаются призы.
3. Физминутка
«Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
4. Рефлексия.
Что такое мнемосхема? Чем помогла мнемосхема в составлении загадок? Что такое «образное выражение» в загадках? Чем образное выражение помогает отгадать загадку? Что больше всего понравилось отгадывать загадки или самим придумывать? Почему? (дети делятся своими впечатлениями) Ребята, спасибо вам за то, что вы такие внимательные, любознательные. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку и покормим птиц на участке.