Ольга Киселева
Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ.
На сегодняшний день количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития.
Данная статья посвящена проблеме организации работы с детьми ЗПР в условиях группы комбинированной направленности, где кроме детей данной категории находятся нормально развивающиеся дети.
Публикация «Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основное место в статье отводится работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по развитию эмоциональной сферы, так как актуальность данной темы не вызывает сомнений. Дети с ЗПР характеризуются эмоциональной незрелостью, что в свою очередь мешает им успешно социализироваться в коллективе сверстников.
Предложенный материал в статье поможет педагогам и психологам эффективно организовать коррекционно-развивающую работу с детьми с ЗПР в условиях группы комбинированной направленности.
Все чаще педагоги-психологи сталкиваются с проблемой оказания психологической помощи детям с задержкой психического развития, которые находятся в группе вместе с нормально развивающимися детьми.
Для нас эта проблема тоже оказалась актуальной.
Наши дети с задержкой психического развития, по тем или иным причинам не попали в специализированные группы. Специалиста учителя-дефектолога в нашем дошкольном учреждении нет. Поэтому для нас встала задача разработать некую модель организации деятельности педагогов и психолога в условиях взаимоадаптации детей с ЗПР и детей с нормальным развитием.
Дети с ЗПР и дети, не имеющих данного диагноза в возрасте 5-6 лет, в сочетании 1:5 ( 4:16, находятся в едином социуме на территории одной группы комбинированной направленности.
Специфика данной модели заключается в том, что все режимные моменты в группе проходят совместно. Основной обучающий процесс проходит тоже совместно, но имеет множество трудностей, так как дети ЗПР по своему развитию отличаются и имеют свои специфические характеристики. Поэтому с детьми ЗПР проводится индивидуальная совместно разработанная программа по развитию познавательных процессов.
Уникальность этой модели состоит в том, что совместно проводятся и все занятия творческого и общеразвивающего плана. Это позволяет всем детям иметь общие интересы и темы для общения, не чувствовать изоляции и дифференцированного маркирования, подготовиться к школьному обучению.
Педагог-психолог проводит работу с детьми ЗПР по развитию эмоциональной сферы, так как у данной категории детей в качестве ведущих характеристик наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Дети порой не готовы к теплым отношениям со сверстниками. У них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
В качестве диагностического инструментария используются: метод цветовых выборов, детский тест тревожности, карта наблюдения Д. Скотта, картинки с изображением различных эмоциональных состояний.
В диагностической работы было выявлено :
- Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.
Причинами могут являться: недостаточный опыт распознания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние; имеющийся у большинства детей негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли.
- Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
- Дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.
- Сложные инструкции им не доступны.
Разработанная коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР по развитию эмоциональной сферы способствует устранению искажений эмоционального реагирования стереотипов поведения, препятствующих нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Количество детей в группе 6-8 человек. Не исключается возможность проведения занятий совместно с нормально развивающимися детьми.
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми ЗПР кроме решения коррекционно-развивающих задач создает условия для успешной адаптации в коллективе. Развития произвольной сферы, эффективно влияет на социально-эмоциональное развитие дошкольников, вызывает у детей чувство уверенности в себе.
Проведение лонгитюдного наблюдения в ходе целенаправленной работы показывает, что у детей с ЗПР отмечается положительная динамика в понимании себя и других людей, в формировании эмпатийных проявлений по отношению к окружающим.