Шаповалова Элина Юрьевна
Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного развития ребенка дошкольного возраста является социально-коммуникативное развитие. В современной педагогике социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный, многогранный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, исходя из которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. В структуре общения как коммуникативной деятельности М. И. Лисина выделяет компоненты: предмет общения (партнер по общению); потребность в общении состоит (стремление к познанию и оценке других людей, к самопознанию и самооценке); коммуникативные мотивы.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Особое значение проблема социально-коммуникативного развития приобретает в воспитании детей с задержкой психического развития. В работах ряда исследователей - Н. В. Бабкиной, Н. Ю. Боряковой, О. В. Защиринской, Е. А. Завалко, Е. В. Локтевой, Е. С. Слепович, У. В. Ульенковой и др., отмечается, что у дошкольников данной категории снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения; с задержкой происходит смена возрастных форм общения со взрослым. Общей характеристикой социально-коммуникативного развития этих детей является незрелость мотивационно-потребностной сферы. В дальнейшем это оказывает негативное влияние на становление системы социальных отношений ребенка. Кроме того, социально-коммуникативное развитие детей с ЗПР, протекает в условиях сниженной познавательной активности и ограниченном представлении об окружающем мире, что еще больше препятствует их благоприятной социализации, становлению личности.
Для повышения эффективности социально-коммуникативного развития детей с ЗПР необходимо специально организованное, целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие – психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС).
Опираясь на наиболее продуктивные теоретико-методологические подходы - системный, личностно-деятельностный, онтогенетический, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида: Модель включает взаимосвязанные компоненты – диагностический, коррекционно-развивающий, консультативно-методический, отличающиеся специально отобранным содержанием и последовательностью реализации на трех этапах: подготовительном, исполнительском, контрольно-обобщающем.
Для каждого компонента модели определены соответствующие содержание, формы и методы ППС, которые направлены на достижение необходимых результатов.
Диагностический компонент содержит проведение начальной, промежуточной и итоговой психолого-педагогической диагностики, направленной на оценку актуального уровня социально-коммуникативного развития дошкольников с ЗПР и определения зоны ближайшего развития. Это позволяет изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе. Выявить поведенческие проблемы каждого ребенка и изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
Формами и методами являются психолого-педагогическая диагностика и анкетирование родителей дошкольников с ЗПР.
Коррекционно-развивающий компонент включает совместную и взаимосвязанную деятельность педагога-дефектолога, педагога-логопеда, психолога и воспитателя. На основе проведенной психолого-педагогической диагностики осуществляется разработка направлений и содержания коррекционной работы по социально-коммуникативному развитию детей всеми участниками психолого-педагогического сопровождения. Формы и методы определяются в соответствии с закономерностями возрастного развития.
Консультативно-методический компонент включает деятельность по психолого-педагогической поддержке родителей и методической поддержке участников ППС. С родителями проводится работа по разъяснению индивидуальных особенностей социально-коммуникативного развития детей; задачах и направленности коррекционно-развивающего процесса с целью преодоления недостатков и развития возможностей детей с ЗПР.
На первом - подготовительном этапе психолого-педагогического сопровождения принимают участие воспитатели, педагог-дефектолог, педагог-логопед, психолог. Этот этап включает в себя диагностический и консультативно-методический компоненты. Его задачей является установление контакта со всеми участниками сопровождения, определяется объем работы и последовательность процесса сопровождения. На консилиуме всеми участниками изучаются результаты диагностики и осуществляется оформление соответствующих разделов индивидуальной программы сопровождения ребенка; обеспечивается методическая поддержка педагогов и психолого-педагогическое консультирование родителей детей с ЗПР.
На втором - исполнительском этапе психолого-педагогического сопровождения принимают участие воспитатели, педагог-дефектолог, педагог-логопед, психолог. Данный этап включает в себя коррекционно-развивающий и консультативно-методический компоненты. Специалисты ППС – логопед, педагог-дефектолог, психолог организуют подбор необходимых для социально-коммуникативного развития ребёнка с ЗПР коррекционных методов и приёмов в соответствии с результатами диагностики, проводит индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по своим направлениям. Обеспечивают информационную и методическую поддержку для всех участников ППС и для родителей.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с малой группой детей по заданию учителя-дефектолога и логопеда; организует совместную деятельность детей; использует в работе с детьми проектную деятельность, привлекая к активному участию родителей воспитанников.
На третьем - обобщающем этапе принимают участие воспитатели, педагог-дефектолог, педагог-логопед, психолог. Этот этап включает в себя консультативно-методический и диагностический компоненты. Здесь осуществляется диагностика результатов и динамики социально-коммуникативного развития детей с ЗПР, выработка рекомендаций, консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми; консультативную помощь семье. Результатом обобщающего этапа является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы, а также методическая поддержка участников ППС.
Таким образом, представленная нами модель психолого-педагогического сопровождения направлена на эффективное повышение социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, что было подтверждено в экспериментальной работе.
Библиографический список
1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. - № 1. – С. 23 – 31.
2. Венгер, А. Л. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка [Текст] / А. Л. Венгер., Ю. С. Шевченко // Дефектология. 2004.–№1.– С. 8-16.
3. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СПб. : Речь,2004. С. 25-240.
4. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 2004. – С. 174-289.