МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения

Елена Лямина
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Публикация «Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития, Рекомендации по работе с детьми первого года обучения» размещена в разделах

Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: у детей отсутствует этап обдумывания, они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом, сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове.

Дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них сформирована простая фраза, но способность активно использовать фразовую речь значительно снижена.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше.

Занятия с детьми проходят в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, вкладышами и т. д.); дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Наряду с этим проводятся занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например, лото. Формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, с которыми они действуют. Постепенно в ходе занятий у детей формируется интерес к самим предметам и к деятельности с ними, а также элементы познавательных интересов.

Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.

В работе с детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, так как цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать рукой.

При развитии у детей ориентировки на цвет важным направлением работы на первом этапе обучения является формирование у детей умений сличать одинаковые предметы по цветовому признаку. Для этого учим пользоваться методом наложения и приложения, оценивать результат своих действий: «Такой», «Не такой». Для этого используются разнообразные дидактические игры, в которых они, выполняя игровую задачу, усваивают способы ориентировки. Например: «Спрячь котенка в домик», «Привяжи ленточку к своему шарику», «Найди похожий». Такие игры оказываются доступными, вызывают у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, а в дальнейшем и к самому процессу обучения. На втором этапе обучения при развитии ориентировки на цвет большое внимание уделяется выделению цвета по слову и называнию основных цветов. В ходе выполнения такого рода дидактических игр дети не только начинают ориентироваться на свойства и качества предметов, но и, самое главное, овладевают элементами учебной деятельности: они начинают понимать задачу, поставленную взрослым, усваивают способы выполнения этой задачи, учатся оценивать результат своих действий. А это, в свою очередь, способствует развитию у детей интереса к процессу обучения различным видам детской деятельности.

При формировании представлений о геометрических фигурах большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно, затем по подражанию и образцу. Также используется показ фигуры, называние ее педагогом, выбор ребенком такой же. Далее упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму, упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины, предметов разного цвета и величины, упражнение на выбор по словесному обозначению педагога, упражнения в форме дидактических и подвижных игр.

При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Использовались следующие приемы обследования: показ величины (длины, высоты и ширины предмета, проведение пальцами по указанной протяженности, сравнение величины предметов путем наложения или приложения.

Параллельно с развитием зрительного внимания, подражания и запоминания дети обучаются воспринимать свойства и качества предметов (игрушек). При этом важно развивать у детей практическую ориентировку (метод проб) на свойства и качества предметов («Спрячь птицу», «Найди игрушке домик», доски Сегена, «Спрячь матрешку»).

Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы основывали на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы использовали такие игры, как «Что катится, что не катится», «Найди свой домик», «Найди свою пару» Дети с удовольствием играют в эти игры. Игра «Что катится, что не катится» «Почтовый ящик» и «Кубик с прорезями» дети сначала усердно пытались протолкнуть фигуру в любую прорезь, но потом и здесь стали внимательно соотносить фигуру в руке с прорезью в ящике, кубике и старались каждой фигурке подобрать свою дверку. В результате проводимой работы с детьми, мы увидели, что дети стали понимать зависимость результата их действий от формы предмета.

Также проводится обучение развитию у детей ощупывающих и обводящих движений при узнавании предметов на ощупь. («Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке». В ходе развития у детей практической ориентировки на форму, величину предметов необходимо предлагать такие задания, где сочетаются разные виды чувствительности. Дети должны научиться различать или узнавать предметы или их свойства, опираясь на зрительное и тактильно-двигательное восприятие.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Мы использовали игры, которые помогают в развитии тактильно – двигательного восприятия, а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение мы отводили сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Проводили игры на узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек».

На первом году обучения проводится работа по развитию слухового восприятия и слухового внимания (восприятие речевых и неречевых звуков).

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Для этого используются дидактические игры, направленные на ознакомление со звуками окружающей действительности и формирование навыка дифференцированно реагировать на различные слуховые раздражители. ( Например: «На чем играл зайка?», «Что гудит?», «Кто там?»). кроме этих игр, детям предлагаются игры на развитие речевого слуха, где также надо проводить работу от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухо-зрительного восприятия к слуховому восприятию. Предлагаются следующие игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике живет?», «Кто в гости пришел?», «Какая у меня игрушка?». Эти игры способствуют развитию у детей внимания к словам, произнесенным взрослыми, учат их прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать слова с различным фонематическим составом.

Для развития слухового восприятия мы использовали дидактические игры – «Кто позвал?» «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении машины. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. В первую очередь мы обучали детей правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под, потом горизонтальные положения (рядом, около, а впоследствии (справа, слева, за, перед) и затем перешли к играм – «Дом для матрешки», «Кто внимательный», «Что стоит внизу, наверху, рядом?». Ориентировка в дальнем пространстве – ориентировка в помещении: здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко», «тут», «там». То есть, мы учили детей последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Большое внимание среди игр на развитие ориентировки в пространстве мы уделяли играм, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга. Мы использовали такие игры, как «Спрячем и найдем», «Доползти до игрушки», «Угадай, кто за кем», «Зайчик и Мишка».

При проведении дидактических игр на формирование целостного образа предмета мы придерживались определенной последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Мы использовали такие игры, как «Назови свою игрушку», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Отгадай-ка». Мы дали понять детям, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР :

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.

Целенаправленная систематическая работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи. Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка, в практических и продуктивных видах деятельности.

Публикации по теме:

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Конспект логоритмического занятия с детьми первого года обучения «Что нас ждет в школе» Конспект логоритмического занятия, с детьми первого года обучения. Автоматизация звуков ККь «Что нас ждет в школе» Подготовили: ПодставкинаН.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 18:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лямина (УИ 181071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД