Наталья Тимонен
Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Публикация «Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память.
У дошкольников с ЗПР страдает мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи дошкольника, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с ЗПР. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.
Основной целью работы логопеда является формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.
Работая с дошкольниками с ЗПР, я выявила у них низкий уровень мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками. В этом возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту и позволяют в короткий срок улучшить моторику рук, что соответствует целевым ориентирам в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Предлагаю вашему вниманию мои пособия по развитию мелкой моторики :
I. Игры с прищепками:
1. «Солнышко».
Цели: развитие памяти, речи, мелкой моторики, координации движений.
Логопед говорит, что солнышко целый день было вместе с детьми, надо его отблагодарить и прикрепить прищепки – «лучики».
2. «Ёжик», «Морская рыбка».
Цель: развитие движений пальцев рук, двигательной памяти, выделение определённого заданного цвета.
Логопед предлагает ребёнку прицепить «колючки» ёжику, плавники и хвостик рыбке. Можно оговорить в задании, брать прищепки определённого цвета.
3. «Накорми животных».
Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, мышления, речи.
4. «Кто что съел?».
Цель: развитие движений пальцев рук.
5. «Чей хвост?».
Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, соотнесение цветов, дифференцирование животных Юга и Севера.
II. Игры с крышками:
1. «Кто живёт на цветке».
Цель: развитие мелкой моторики, выделение определённого заданного цвета.
2. «Путешественники».
Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.
Логопед предлагает ребёнку посмотреть, кто поплывёт с ним на занятие.
III. Игры с пуговицами:
1. «Гусеница-растеряша».
Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, закрепление восприятия цветов.
Логопед предлагает ребёнку помочь гусенице-растеряше прикрепить все кружочки на нужную пуговицу.
2. «Цветочная поляна».
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
3. Игра «Колючий ёж».
Цель: развитие мелкой моторики.
Логопед предлагает ребёнку погладить ежа, почувствовать какой он колючий, также можно взять («ёжик принёс подарки»)\подарить ёжику гриб и яблоко.
4. Игра «Новогодняя ёлка».
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания.
Логопед предлагает ребёнку украсить новогоднюю ёлочку.
IV. Игра «Волшебные камушки».
Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, воображения, закрепить восприятие цветов.
Логопед показывает ребёнку разноцветные камушки и камни, с нарисованными мордочками, и предлагает выложить нужные фигуры.
V. Игра «Молнии».
Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.
Логопед предлагает ребёнку открыть молнии и посмотреть, что или кто там прячется.