Тамара Дульнева
Интегративный подход в развитии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для старшего дошкольного возраста
Тема: «Интегративный подход в развитии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Интегративный подход в развитии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Важность патриотического воспитания подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» и утвержденной Правительством РФ в феврале 2001года. Программа была разработана на пять лет и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами.
По словам С. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики.
3 СЛАЙД: Актуальность данной темы состоит в вопросах воспитания молодежи, как достойных граждан государства.
4 СЛАЙД: Проблема данной темы - острое ощущение «дефицита нравственности» и утрата патриотизма в нашем обществе.
5 СЛАЙД: Решение проблемы – это воспитание патриотизма. Для этого необходим постоянный поиск средств и методов воспитания.
6 Слайд: Задачи патриотического
воспитания :
1. Формирование чувства любви к своему родному краю,
городу (ее природа, культура);
2. Формирование представлений о России как о родной стране;
3. Воспитание гражданско-патриотических чувств
через любовь к своей семье, дому, Родине;
4. Воспитание патриотизма, уважения к традициям
и культуре родной страны, изучение ее
государственной символики.
В своей работе мы используем интегрированный подход в развитии патриотического воспитания.
Что же мы понимаем под интеграцией патриотического воспитания?
Это эффективность усвоения ребенком патриотической темы, которая способствует взаимодействию педагогов и разных видов деятельности – это и есть интеграция образовательного процесса.
Что такое интеграция вообще?
7 СЛАЙД: Интеграция – это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных предметов: знакомство с литературными произведениями, заучивание стихов, инсценировка отрывков, исполнение песен, танцев, рисование, лепка, участие в праздниках посвященных «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», «Дню Матери» и т. д.
8 СЛАЙД: На чем основывается интеграция :
- психических процессах (которые необходимые для успешного осуществления любой деятельности)
- средства патриотического воспитания. (в разных видах деятельности)
Среди многих средств мы выделяем Искусство
Через какие виды искусства мы формируем патриотическое воспитание?
- худ. литература (поэзия, проза, пословицы)
- народное творчество (живопись, дек- прикладное искусство)
-музыку (песни, слушание)
- театрализация.
Все эти виды искусства, безусловно, интегрированы и влияют на личностное развитие и воспитание патриотического сознания ребенка.
Из каких слагаемых складывается патриотическое воспитание гражданина?
1. Из чувства любви
2. и чувства долга.
Что же способствует развитию этих чувств?
-Во первых осознанность своей личности
-Во вторых получение знаний об истории и культуре.
Интеграция патриотического содержания это путь формирования чувства любви и чувства долга, воспитание патриотического сознания, что несомненно способствует более успешному осмыслению и становлению личности.
Реализация интеграции различных видов искусства в разных видах деятельности эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствую формированию коллективных взаимоотношений. Каждый цикл занятий должен включать в себя создание коллективных композиций.
Считается, что интегрированные занятия способствуют более глубокому усвоению детьми определенного материала, формируют у них личностные качества, творческие способности.
9 СЛАЙД: Для воспитания патриотических чувств необходимо использовать:
1. Окружающие предметы,
2. применять все виды фольклора
3. календарные праздники и традиции
4. народно- декоративные промыслы.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
10 СЛАЙД: Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это
детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер.
11 СЛАЙД: Цель данного проекта: Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников :
- познакомить с историческими фактами страны;
- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
- воспитывать бедующих защитников Отечества;
- создать условия для реализации данного направления работы;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
- проводить обмен опытом по данному направлению.
12 СЛАЙД: Задачи:
- обогащение и расширение знаний
- воспитывать чувства патриотизма
- формировать чувства уважения к своей Родине, ее защитникам.
13СЛАЙД: Обязательные составляющие проекта: -детская самостоятельность (при поддержке педагога);
-сотворчество ребят и взрослых;
-развитие коммуникативных способностей детей;
-познавательных и творческих способностей;
-применение дошкольниками полученных знаний на практике.
14СЛАЙД: ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Занятия
2. Беседы
3. Сюжетные игры
4. Выставки
5. Экскурсии
6. Работа с родителями
7. Встреча с выдающимися людьми
15 СЛАЙД:
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработать план движения к цели. 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление пана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Презентация проекта, открытое занятие.
Таким образом патриотическое воспитание дошкольников стала одной из основных задач нашего дошкольного учреждения.
16 СЛАЙД: Для детей старшего дошкольного возраста был разработан проект «Юные патриоты»
Длительность проекта: 12 месяцев
Проект: творческий
17 СЛАЙД: В основе реализации проекта лежит:
• принцип тематического планирования – материал изучается по блокам:
«Я и моя семья»,
«Мой родной город»,
«Моя Родина Россия»,
«Жить - Родине служить».
• принцип личностно-ориентированного общения – дети активные исследователи окружающего мира. Партнерство в общении педагога с детьми.
Большинство современных авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы по данному направлению.
18 СЛАЙД: Нашу систему работы можно представить по следующим блокам:
Я и моя семья Родной город «Наша Родина -моя Россия» «Жить -Родине служить»
19. Слайд: Я и моя семья
20 Слайд: Цель: Укрепление связи поколений в семье,
уважения к представителям старшего поколения.
21. Слайд: Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
3. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формировать чувство22. Слайд:
5. гордости у ребенка за то, что у него есть семья.
22. Слайд: Этапы работы:
• Анкетирование
• Составление плана работы с родителями
• Определение основных форм работы
• Совместные тематические праздники; досуги
• Консультации
• СМИ для родителей
• Открытые просмотры
• Оформление альбомов:
«Моя семья» «Моё имя»
• Организация фотовыставки «Наши папы и мамы»
• Изготовление игрушек, атрибутов для проведения праздников и занятий.
23. Слайд: Ожидаемые результаты:
1. Уважение и почитание детьми людей старшего поколения.
2. Укрепление семейных традиций, духовное общение детей с членами семьи.
24. Слайд : Мой город
Владивосток –
Отсюда начинается рассвет:
Отсюда начинается восход,
Отсюда день над Родиной встает.
25. Слайд: Цель:
• Закрепление и расширение знаний о родном городе.
• Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей
малой Родине.
26. Слайд : Задачи:
1. Развивать у детей интереса и любознательности к историческому прошлому города.
2. Познакомить: с символикой города; историческими памятниками; с разными архитектурными зданиями города; с людьми, прославившими город.
3. Формировать желание сохранять и преумножать богатства своего родного города.
4. Формировать чувства любви и гордости за наш город, которому выпала честь проведения САММИТа АТЭС.
27. Слайд: Этапы работы:
Деятельность воспитателей и детей
1. Выявление уровня знаний детей.
2. Создание альбомов «Мой город».
3. Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны, труда.
4. Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
5. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу»,
«По дороге в детский сад», «Город у моря».
6. Чтение произведений художественной литературы.
28. Слайд: Этапы работы:
Совместная деятельность детей и родителей
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, народные и профессиональные праздники.
3. Консультации для родителей.
29. Слайд:
Ожидаемые результаты:
1. Дети должны будут знать:
- историю, символику своего города;
- иметь уважение к жителям и традициям города.
2. Будут заботиться о природных и культурных ценностях города.
30. Слайд: «Моя Родина- моя Россия»
31. Слайд: Цель:
Дать представление о государстве, его столице, познакомить с городами России
32. Слайд: Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения России, государственной символикой страны.
2. Формировать простейшие географические представления о стране.
3. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
4. Прививать чувства толерантности, уважения
и симпатии к другим людям,
народам, их традициям.
33. Слайд: Этапы работы:
• Анкетирование
• Составление плана работы с родителями
• Определение основных форм работы
• Совместные тематические праздники; досуги
• Консультации
• СМИ для родителей
• Открытые просмотры
• Оформление альбомов:
«Наша Родина», «Москва – столица России»
• Изготовление игрушек, атрибутов для проведения праздников и занятий.
34. Слайд:
Работа с детьми в образовательной деятельности
(фото)
35. Слайд:
Ожидаемые результаты:
Дети будут иметь представления:
• об истории страны,
• о традициях и культуре русского народа;
• государственной символике;
• о многонациональности
народов проживающих на
территории нашей России.
36. Слайд: ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ»
37. Слайд:
Цель: Дать понятия о героизме защитников отечества и их заслугах.
38. Слайд:
Задачи:
1. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
2. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений.
3. Воспитывать защитников своей страны, через стремление быть смелым и отважным.
4. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.
39. Слайд:
Совместная деятельность воспитателя и детей
• Чтение художественной литературы
• Праздник «День защитника Отечества»
• Индивидуальные и коллективные беседы (тему «Никто не забыт, ничто не забыто», о родах войск, о флаге и знамени, о почетном караула у воинского знамени, о воинском долге и чести.
• Конкурс детского рисунка на тему «Наша армия родная»
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
• Прослушивание музыкальных произведений
• Сюжетно- ролевые игры.
• Совместная посадка цветов «Аллея цветов»
40. Слайд:
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам.
- Проведения собрания пап, с целью подготовки встречи с детьми, для ознакомления их с различными родами войск.
- Подборка родителями вместе с детьми исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях и работе в тылу.
41. Слайд:
Ожидаемые результаты:
1. Формирование нравственно-волевых качеств личности, гражданственности, чувств любви и гордости.
2. Уважение детей к историческому прошлому России, к подвигу ветеранов ВОВ.